На Беломорско-Балтийском канале (ББК) проводится комплексная реконструкция гидроузлов №№ 2,14,16, плотины 23 гидроузла №11. Об этом сообщила пресс-служба Федеральное бюджетное учреждение (ФБУ) «Администрация «Беломорканал» - управляющее подразделение этого гидротехнического сооружения.
Напомним, 29 июля прошлого года произошло разрушение временной строительной перемычки при реконструкции плотины №23 гидроузла №11 на ББК. В результате вода полностью разрушила три дома и частично повредила еще пять. Три человека погибло. Пострадали десять человек: одного взрослого и двух детей госпитализировали, четверым оказали медпомощь амбулаторно.
С окончанием навигации-2024 по каналу, строители с 10 ноября прошлого года возобновили ремонт железобетонных частей шлюзов и замену металлоконструкций - цилиндрических затворов. Специалистами канала 14 января 2025 года совместно с представителями «Подрядчика» и строительного контроля, проведено обследование объектов реконструкции шлюзов №14 и №16 на предмет планируемых первоочередных работ и осмотр качества уже проведенных. По итогам осмотров «Заказчику» и «Подрядным организациям» направлены рекомендации по выявленным недочетам. С целью контроля выполнения работ, лимитирующих открытие навигации, планируется проведение еженедельных осмотров объектов реконструкции.
Отметим, «Заказчиком» работ по реконструкции гидроузлов выступает ФКУ «Ространсмодернизация». «Подрядчиком» по гидроузлу №№2,14 является ООО «Пелискер», а по гидроузлу № 16 полтины № 23 – АО «Акватик».
ББК длиной 227 км стал крупнейшим гидросооружением на Северо-западе России, оно связывает Белое море с Онежским озером в бассейне Балтики. Суммарная протяженность судоходных путей канала – около 3 тыс. км. Навигация на канале составляет в среднем 180 суток в год, и длится со второй половины мая по первую декаду ноября.
Канал был построен в 1931–1933 гг., всего за год и девять месяцев. Для сравнения, Суэцкий канал длиной 160 км строили 10 лет, Панамский канал протяженностью 80 км – 28 лет. Необходимость строительства ББК диктовалась пониманием советским руководством неизбежности большой войны. В связи с этим возникала потребность в формировании Северного флота, для чего из Балтики в Белое море нужно было перебросить суда крупного и среднего водоизмещения. Что можно было сделать только с помощью канала.
Стратегическое значение Беломорканала сохраняется и по сей день. Сейчас на нем функционируют 5 гидроэлектростанций, по нему ходят грузовые и туристические суда. Однако его потенциал гораздо больше. Интересно, что несколько лет назад власти Карелии предложили включить ББК в состав Северного морского пути (СМП). В то же время, один из основных недостатков канала считаются ограничения по ширине судов в 14 м, что связано с размерами шлюзовых камер.
Иван Коблов