Следственное управление СК РФ по Республике Карелия инициировало доследственную проверку после размытия временной перемычки между двумя шлюзами Беломорско-Балтийского канала (ББК). Как сообщили в пресс-службе следственного органа, следователи выехали на место аварии, работает оперативная группа, устанавливаются все обстоятельства произошедшего.
Власти Сегежского округа, на территории которого произошла авария, сообщили, что информация о размытии песчаной перемычки между 10 и 11 шлюзами ББК поступила 29 июля в 06:34. В муниципальном образовании введен режим чрезвычайной ситуации. На месте поселка, где находилась дамба, после размытия перемычки фактически ничего не осталось, были полностью разрушены 13 домов. Потоки воды смыли их вместе с находящимися внутри людьми.
Вначале сообщалось о шести пропавших безвести россиянах, среди которых были взрослые и дети. Потом их количество выросло до семи человек. Было установлено, что среди пропавших числятся два пенсионера и семья из четырех человек. Чуть позже представители ГУ МЧС по Карелии заявили, что четверых из них нашли — это оказались двое детей и двое взрослых. Известно и об одном погибшем. По факту аварии возбуждено уголовное дело.
Как это все произошло
На Беломорско-Балтийском канале в составе гидроузла № 11 находится водосбросная переливная плотина № 23 в деревянном исполнении, которая регулирует уровень воды на озере Воицкое, расположенное между гидроузлами № 10 и 11. С 2022 года ведется ее реконструкция, заказчиком является ФКУ «Ространсмодернизация», строительство осуществляет АО «Акватик». Для проведения работы в апреле нынешнего года была возведена временная строительная перемычка (дамба), а плотина № 23 полностью разобрана.
В настоящее время распоряжением администрации «Беломорканала» вследствие снижения уровня воды в озере Воицкое введен запрет движения судов на 10-километровом участке ББК, где ранее произошел размыв временной дамбы. Транзитное судоходство остановлено до возведения временной строительной перемычки, а также до наполнения акватории Воицкого до навигационных уровней воды. Росморречфлот готовит распоряжение о введении ограничения движения судов на ББК.
Сейчас силами АО «Акватик» начаты проектные работы по восстановлению строительной перемычки, а также осуществляется доставка строительного материала. Также потребуются траление и расчистка судового хода в нижнем бьефе гидроузла № 11, восстановление средств навигационной обстановки, включая береговые знаки. Восстановительные работы, как сообщается, планируется начать в ночь на 30 июля
Работы будут проводиться круглосуточно, сообщает ФКУ «Ространсмодернизация». По мнению экспертов, они займут от двух недель до месяца, а в наиболее пессимистическом варианте движение судов откроется только в следующей навигации. Впрочем, говорить о точных сроках пока рано, поскольку оценка всего случившегося еще не проведена.
А что же будет с круизами?
По Беломорско-Балтийскому каналу из Москвы и Санкт-Петербурга в нынешнем сезоне ходят несколько круизных теплоходов различных операторов, выполняющих рейсы на Соловки и в Архангельск. Практически все они в нынешнем году загружены полностью. Всего количество водных туров на Соловецкий архипелаг, включая походы до портов Сосновца и Беломорска, в текущем сезоне должно возрасти до 31 судозахода по сравнению с 13 в прошлом году. При этом непосредственно до Соловецких островов следуют лишь теплоходы «Александр Пушкин» и «Русь Великая».
И как стало известно, именно «Александр Пушкин» компании «ВодоходЪ», выйдя 25 июля из Санкт-Петербурга в круиз «Архипелаг истории и тайн», прошел ранее участок в районе прорыва дамбы. Сегодня судно находится в Белом море, имея на борту 148 пассажиров, сообщает Росморречфлот. И теперь, в связи с невозможностью пройти по Беломорканалу, туристам может быть предложено изменение маршрута, пересадка на автобусы и трансфер к другому теплоходу на Онежском озере, отмечают в ведомстве. «ВодоходЪ» также сообщил, что отменяет два ближайших петербургских рейса «Александра Пушкина» на Соловецкие острова – с 5 по 17 и с 18 по 30 августа.
Кроме того, вчера по Беломорканалу должен был пройти и круизный теплоход «Русь Великая» компании «Круизный флот «Русич». Судно отправилось тоже из Санкт-Петербурга 26 июля и пошло в Архангельск с заходом на Соловецкий архипелаг. Завершиться круиз должен был 10 августа в Москве. Однако из-за прорыва дамбы, как сообщается, судно развернули обратно в Онежское озеро.
Игорь Горностаев