Подготовку к предстоящей речной навигации рассмотрели на заседании президиума правительства Хабаровского края, проходившего 8 апреля под председательством губернатора Дмитрия Демешина. С докладом выступил министр транспорта и дорожного хозяйства края Константин Кравцов.
Он напомнил, что речные пассажирские перевозки водным транспортом в регионе осуществляются по 14 маршрутам. Региональный Минтранс организовывает, в том числе, водные поездки и до Комсомольска-на-Амуре. Из Хабаровска суда следуют до Новокаменки, Победы и Паруса. Из Комсомольска осуществляются рейсы в Пивань, Нижние Халбы и Николаевск-на-Амуре. Администрация краевого центра отвечает за доставку жителей судами на дачные участки, расположенные на левом берегу Амура, администрация Николаевского района занимается перевозками из Николаевска-на-Амуре в Вайду и Денисовку.
На перевозки пассажиров речным транспортом в 2025 году в бюджете края предусмотрено 255,8 млн рублей. Эти средства позволят сохранить социальную направленность транспортной политики. Благодаря бюджетному финансированию рост тарифов в 2024 году не превысил 10%. Детям в возрасте от 5 до 10 лет предоставляются скидка в 50% от стоимости билета. Также действует комплекс мер социальной поддержки для возмещения расходов на проезд, как по муниципальным, так и по межмуниципальным маршрутам. Жителям края льготных категорий возмещаются расходы на 82 поездки в сезон с мая по октябрь, отметил министр.
Особое внимание уделено международному сообщению с китайским городом Фуюань, который находится в 60 км выше по течению Амура. По итогам навигации прошлого года через пункт пропуска «Хабаровск» прошли более 68 тыс. пассажиров - 47,6 тыс. китайских и 20,4 тыс. российских граждан, что в 2,8 раза выше показателей 2023 года. Учитывая значительный рост турпотока, в навигацию-2025 планируется вернуть на маршрут скоростное судно «70 лет Победы», построенное 10 лет назад на Хабаровском судостроительном заводе. Теплоход способен развивать скорость до 70 км/ч, и может перевозить до ста человек. Он также имеет небольшую осадку, что позволяет использовать его на маловодных направлениях, а также причаливать к необорудованным участкам берегов.
Использование «70 лет Победы» сократит время в пути в одну сторону с 2,5 до 1 часа и позволит выполнять по два рейса в день. Судно уже готовят к сезону: проводятся работы по расконсервации, ремонту, идет проверка оборудования. В прошлом году на водной линии курсировали только китайские суда, и добираться до конечных пунктов приходилось по несколько часов. Начало открытия международного пассажирского маршруту Хабаровск – Фуюань намечено на 9 мая.
Губернатор Дмитрий Демешин акцентировал внимание на потребности в обновлении флота пассажирских судов, без которого невозможно развитие речного судоходства в регионе. Необходим четкий план действий, выработать который должно профильное ведомство. Также стоит задача по строительству причальной инфраструктуры. «Апрель вам на то, чтобы выработать план развития судоходства и обновления судов и дебаркадеров», – поставил задачу краевому Минтрансу глава региона.
Иван Коблов