Прошедшая речная навигация в Центральной России выдалась успешной для круизных операторов. В том числе и потому, что их теплоходы смогли беспрепятственно ходить по всему Волжскому бассейну. Это стало возможно, напомним, после двух последних лет, когда сквозной проход в районе Городецких шлюзов, из-за отсутствия необходимых навигационных глубин, был закрыт для судов многих проектов.
Причем, основные трудности выпали на долю компании «ВодоходЪ» - оператора самого большого флота наиболее крупных четырехпалубных круизных судов, чья осадка серьезно ограничивала их прохождение на проблемном речном участке. И вот в нынешнем сезоне ситуация наконец изменилась в положительную сторону. О том, как прошла навигация в ведущей компании речных круизов мы попросили рассказать коммерческого директора «Водохода» Андрея Смолина.
- Андрей Евгеньевич, с какими итогами завершил «ВодоходЪ» навигацию нынешнего года?
- Итоги вполне оптимистичные: все намеченные планы выполнены, и по загрузке и по выручки. Все теплоходы отработали навигацию в том объеме, что и было запланировано. Более того, в Самаре и Казане в конце сезона даже потребовалось вводить дополнительные рейсы. Словом, прошедшей навигацией мы довольны.
- И как это выглядит в цифрах?
- Начну с иностранного рынка речных путешествий, который восстанавливается, но, к сожалению, не столь бодрыми темпами, на которые мы изначально надеялись. К фактическому уровню 15-го года он вырос на 13,6% - было 162 тыс. пассажиросуток, стало 175 тыс. На российском направлении круизный поток вырос на 22% - с 378 тыс. до 479 тыс. пассажиросуток. Если же говорить о более привычных показателях - количестве перевезенных пассажиров, то в 2015 году у «Водохода» было 94 тыс. пассажиров, а в нынешнем перевезено 114 тыс. пассажиров. Таким образом, здесь рост составил 20,5%, что тоже достаточно хороший показатель.
- Благодаря чему, вы считаете, его удалось достичь?
- Никаких особо серьезных предпосылок для увеличения числа пассажиров, говоря по правде, и не было. Ведь, главное, платежеспособность населения не подросла, а где-то даже и снизилась. Тем не менее, основания на то все же имелись. И в частности, положительную роль здесь сыграл общий тренд на популяризацию внутреннего туризма. Не секрет, что этому способствовало и закрытие некоторых выездных направлений туризма. К тому же, как я четко уяснил, даже в кризисное время люди, хотя и экономят на отдыхе, отдавая предпочтение более бюджетным вариантам, тем не менее, стараются от него полностью не отказываться. Со своей стороны, чтобы привлечь клиентов, мы старались сдерживать рост тарифов, повысив их минимально, по некоторым позициям даже ниже официального уровня инфляции.
- Подводя итог, можно сказать, что круизный рынок наконец-то взял курс на восстановление?
- Можно, но пока лишь в отношении российского рынка. Объемы наших иностранных клиентов как просели в прошлом году, так и остаются примерно на том же уровне. Что хорошо видно и по флоту нашей компании: раньше и россиян и иностранцев возило примерно паритетное число теплоходов «Водохода»: из 23 действующих судов 12 работали на русской линии. А в нынешнем году гостей из-за рубежа обслуживало лишь 6 судов.
- А основную прибыль вы получаете с иностранцев?
- Далеко не всегда. Вот сейчас возить туристов из-за рубежа действительно выгодней, поскольку валютный курс значительно вырос. Но это не значит, что иностранным гражданам, в отличие от россиян, у нас уделяется более высокое внимание. Сервисные стандарты для всех категорий клиентов в нашей компании абсолютно одинаковые.
- Давно хотел спросить: как, а по какому принципу «ВодоходЪ» отбирает теплоходы для работы с иностранными туристами?
- Только исходя из принципа экономической целесообразности. Но я понимаю, почему у вас, да и не только у вас, возникает такой вопрос. Такого подхода, что суда похуже идут на российскую линию, а получше – на иностранную, поверьте, у нас нет в принципе. Смотрите сами: россиян перевозят «австрияки» «Горький» и «Пушкин» - наиболее комфортабельные суда «Водохода».
- Как известно, перед началом сезона «ВодоходЪ» активно готовился к очередному обмелению Волги. Но его, к счастью, не случилось. Это нарушило ваши планы, не потребовалось вновь перестраиваться на ходу?
- Мы составили расписание так, что в случае обмеления рейсы с пересечением Городца выполнялись бы как стыковочные, а при наличии воды, суда следовали бы по своему обычному графику движения. Таким образом, водность определяла лишь тот момент, будет заявленный волжский круиз ли проводиться на одном или на двух теплоходах. Но пересадки не потребовались. Кстати, многие туристы об этом даже сожалении, поскольку им очень понравилось год назад в одном туре путешествовать сразу на двух лайнерах. Но для нас, конечно же, лучше было обойтись без такой обременительной и расходной операции на маршруте, как пересадка пассажиров.
- Как будет строиться круизная работа «Водохода» в следующую речную навигацию?
- Начну с Петербурга. Там как работали, так и продолжат работу четыре круизных судна. Но при этом не обошлось и без сюрпризов. Уже сейчас мы практически восстановили и выпускаем в навигацию 2017 года теплоход «Юрий Андропов», который года три находился на холодном отстое. Это одно из последних судов 302 проекта, весьма комфортабельное, заменит «Леонида Соболева». Кроме него, в Питере остаются «Кронштадт», «Виссарион Белинский» и «Санкт-Петербург». Они вновь отправятся, главным образом, в короткие рейсы продолжительностью 3-6 дней, до Валаама, Кижей, а также Петрозаводска. Хотя «Кронштадт» пойдет и в длительные плавания – до Перми, Казани, Самары.
Традиционно много флота в Москве. Это и «Александр Радищев», который ходит как до Петербурга, так и по Волге, «Феликс Дзержинский», у него в основном короткое расписание, два теплохода класса «премиум» проекта Q-040, трехпалубные «Александр Пушкин» и «Максим Горький», имеющие сравнительно небольшою осадку, выполнят волжские походы, «Константин Симонов» идет на Карелию, а на недельную питерскую линию мы ставим того же «Леонида Соболева», он меняет «Ленина».
А вот в Поволжье изменений нет. В Нижнем Новгороде снова работают «Константин Коротков», «Михаил Фрунзе» и естественно, «Нижний Новгород». В Казани базируется «Александр Суворов», а в Самаре – «Семен Буденный».
- Что нового в следующем сезоне ждет пассажиров на маршрутах вашей компании?
- Знаете, это мой самый нелюбимый вопрос.
- Не только ваш. Многие ваши коллеги при этом любят шутить, что еще одну реку не прокопаешь… Тем не менее, операторам, в любом случае, надо…
- Поверьте, не надо, как известно, лучшее враг хорошего… Когда появляются, к примеру, новые стоянки, то мы их и так незамедлительно включаем в свои круизные программы. Тот же Болгар, открытый в прошлом году, входит теперь в наше расписание. Как и Свияжск. А на зеленую стоянку в Коприно суда «Водохода» в следующую навигацию заходят аж 29 раз! Но круизные маршруты от этого, понятно, кардинально не меняются.
- Тогда на что делался акцент при составлении нового круизного графика?
- Как правило, составлять будущее круизное расписание уже по традиции принято с учетом фактического спроса на текущий год. И этот подход, считаю, доказал свою недейственность: никогда нельзя заранее предсказать, что будет востребовано в следующем сезоне. Слишком много самых разных факторов на это влияет, начиная от политики и кончая погодой. Элементарный пример: в нынешнем году у нас как никогда хорошо продавались 7-дневные рейсы из Москвы до Петербурга и в обратном направлении, а оборотный двухнедельный Петербург был гораздо менее популярен. Зато сейчас продажи на 2017 год демонстрируют диаметрально противоположную ситуацию. Так что на 2017 год «ВодоходЪ» представил, с несущественными поправками, то же расписание, что и в 2016-м, и практически в том же объеме.
- Как распределится круизный флот компании по двум действующим рынкам?
- В 2017 году под иностранных туристов выделено на одно судно больше, чем в нынешнем году, поскольку мы рассчитываем на рост спроса на европейском, прежде всего, рынке. К шести работавшим теплоходам добавился «Ленин». На его замену и выйдет уже упомянутый «Андропов», поэтому на российском рынке численность флота не изменится, и по-прежнему составит 17 судов. В отстое, таким образом, останется три теплохода проекта 92-016: «Кучкин», «Шаляпин» и «Куйбышев». Кстати, в самом начале декабря мы открыли продажи на 2018 год на теплоход «Сергей Кучкин». Он будет работать в Самаре. Также в 2018 году у нас планируется глубокая, до уровня «4 звезды», модернизация «Кронштадта». На нем появятся каюты увеличенной площади, в том числе и с балконами. И вообще, пройдет кардинальная перестройка всего проекта, примерно как на «Ростроповиче». Сейчас этот вопрос прорабатывается.
- И последнее: не планируете вы и в навигацию-2017 какие-либо защитные меры от возможного обмеления?
- На следующий год по гидрологической ситуации на Волге прогноз самый благоприятный. Поэтому и круизное расписание нашей компании составлено с учетом того, что вода будет. Но неблагоприятную альтернативу мы всегда имеем в виду, да и опыт по ее преодоления у нас имеется. Так что в случае чего, всегда сможем организовать стыковочные рейсы с соблюдением всех заявленных дат.
Подготовил Игорь Горностаев