Круизные тарифы, конечно же, возрастут, как и все прочие продукты в России, причем далеко не только туристические. Существующие же сегодня расценки, подчиняясь текущему положению дел в нашей стране и далеко за ее пределами, все еще пребывают в стадии изменения и переформирования. И когда именно этот процесс завершится, либо когда обозначится его четкая динамика – станет понятно не так скоро. В то же время, если говорить о ценообразовании речных круизов, то отдельные его положения вполне очевидны и сейчас.
Главная расходная составляющая речного путешествия – судовое топливо, цена на так называемую «горючку» во многом определяет тарифы на водные туры. Еще более показательна такая величина, как топливный расход, зависящая от целого ряда факторов: маршрута, расписания движения теплохода, его проекта, возраста и технического состояния. В среднем, на трехпалубные пассажирские суда приходится около 30% всех круизных затрат его владельца или фрахтователя, а на четырехпалубные – до 40%. Может кто-то из туроператоров с этим и не согласиться, но то, что топливо весьма важная часть круизной экономики, вполне очевидно для всех. Вспомним, хотя бы, как всколыхнуло круизный рынок в прошлом году, уже по ходу навигации, когда топливные тарифы подскочили примерно с 40 до 60 и более тыс. рублей за тонну.
Наоборот, с конца прошлой недели поступают совсем другие, более приятные сведения, не только для речников, но и для каждого автолюбителя. По сообщению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в России наметилось снижение цен на топливо. Как заявил глава ведомства Максим Шаскольский, в настоящее время оптовые тарифы уменьшились, и есть предпосылки для снижения розничных цен. При этом по его словам, в стране сформированы достаточные запасы бензина и дизтоплива. По мнению же одного из руководителей Росморречфлота, вполне возможно, что судовое топливо начнет теперь отыгрывать позиции вплоть до прошлогоднего минимума – 40 тыс. рублей за тонну, либо остановится где-то на подходе к этому показателю.
Впрочем, это, пожалуй, единственная положительная новость, касающаяся возможных цен на речные путешествия, хотя и весьма важная. Другие затратные части себестоимости круизного тура по внутренним водным путям вызывают лишь озабоченность. Что, прежде всего, относится к продуктам питания. Рост их стоимости уже неумолимо начался, и без сомнения продолжится дальше, увеличившись, по самым оптимистичным оценкам, еще на 25-30% к началу речной навигации.
Судоремонт – другая важнейшая статья расходов в круизном бизнесе. Он заметно вырос, причем еще задолго до начала военной операции на Украине, отмечают владельцы теплоходов. Однако подавляющее большинство из них необходимый сезонный ремонт своих судов к настоящему времени уже завершили – полностью, или процентов на 70-80. Так что, фактор «железа», как называют эти работы сами речники, еще сыграет, и весьма значительно, но теперь уже в сезоне следующего года.
Немаловажная честь – заработная плата персонала. Повышать ее, вдогонку за повсеместным подорожанием, придется в любом случае. Только произойдет это, скорее всего, не прямо сейчас, а уже летом. Дальше: портовые, канальные и прочие сборы, а также экскурсионное обслуживание. Как поднимутся цены на эти услуги пока что можно только гадать, считают руководители круизных операторов. Так, за судозаходы в порты, прохождение шлюзов и другие профессиональные сервисы специалисты закладывают рост в размере 10-50%.
Отметим, и что об изменениях круизных тарифов думают сами руководители круизных компаний. Многие высказывают мнение, что подорожание – вопрос самого ближайшего времени. Произойдет оно если и не на нынешней неделе (а может именно на ней), то до конца текущего месяца уж точно. Стоимость речных туров при этом возрастет на 5-10%, а то и на 10-15%. И это только начало.
Другая часть рынка всё еще не определились со своими тарифными предложениями. Они продолжают мониторить ситуацию на круизном рынке и вокруг него, не решаясь на конкретные шаги по повышению цен в тяжелый период экономической неопределенности. Причины их опасений вполне понятны, ведь в нестабильные времена люди обычно предпочитают экономить, главным образом, на развлечениях, отдыхе и путешествиях. Показательно, что с началом спецоперации на Украине продажи российских речных круизов, как и всех, в том числе и внутренних турпродуктов, резко сократились. Кто-то даже говорит об их приостановке.
Однако очень скоро тут ожидаются перемены. С 15 марта начинает работать новая программа туристического кешбэка, позволяющая клиентам вернуть до 20% средств, затраченных на туры. На нее организаторы речных круизов и возлагают конкретные надежды. Действительно, аналогичная акция, завершившаяся совсем недавно, зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Причем, распространялась она на водные путешествия, начинающиеся лишь до начала лета. Теперь же отправиться в речную поездку можно будет уже в течение всего июня.
Так что, круизные операторы и в этот раз ждут оживления, а потом и заметного увеличения спроса на свой турпродукт. Остается определиться с размерами обновленных тарифов, которые вновь предложат любителям речных круизов.
Игорь Горностаев