В нынешнем сезоне круизный оператор «Донинтурфлот» выпустил на речные просторы всю свою пассажирскую флотилию, включающую 10 комфортабельных лайнеров – впервые после долгого простоя половины из них. Из базового порта Ростова-на-Дону суда выходили по очереди, и завершающим в их череде стал теплоход «Александра». Он влился в круизную страду текущего сезона со 2 июля. И за самое короткое время сумел завоевать доверие туристов, став достаточно востребованным на рынке речных путешествий.
Последний четырехпалубный лайнер проекта
История этого круизного теплохода довольно интересная. Он был построено на верфях Германии в 1991 году, причем был завершающим судном в известной серии четырехпалубников проекта 302, а значит самым молодым из них. Его первое имя – «Тарас Шевченко», на слуху и поныне. В начале своей деятельности теплоход попал на Украину, на Днепр, где находился в ведении Укрречфлота, а потом и ряда других судоходных компаний.
С 2007 года оператором «Шевченко» стала компания «Ортодокс» – так прежде назывался «Донинтурфлот», обслуживавший тогда иностранных туристов. Судно ходило по интересному «река–море» маршруту Киев – Несебр. Следуя в прибрежной полосе Черного моря, оно заходило также в румынский порт Констанца, а из болгарского Несебра туристов на автобусах возили в турецкий Стамбул. В 2012 году теплоход ушел на Каспий, где использовался в качестве гостиницы для нефтяников.
В 2018 году судно приобрел «Донинтурфлот», после чего началась его капитальная реконструкция. Всё нынешнее внутреннее пространство лайнера создавались заново в соответствии с дизайн–проектом, разработанном немецкой компании Phoenix Reisen совместно с российскими специалистами. Как результат – теплоход получился интересный, несколько необычный и по-настоящему уровня комфортабельности «премиум».
Сегодня он может принять на борт 192 пассажира. Для их размещения есть 96 двуспальных кают, включая большие панорамные «люксы» по 30 кв.м, находящиеся на средней палубе. Тоже на средней и шлюпочной палубах имеются «полулюксы» от 15 кв.м. Во всех этих номерах предусмотрены балконы. На главной палубе расположились каюты класса «комфорт», без балконов. Оснащенность судовых номеров примерно одинаковая и включает санузел с душем, а также холодильник, он же мини–бар, телевизор, местный телефон, сейф, фен. Пассажирам также выдают тапочки, а в «люксах» еще и халаты.
Опытный капитан и его многочисленная команда
Немецкие туристы, под которых готовили теплоход, так и не успели сходить на нем в круизные туры. В 2020 году, к моменту завершения реновации, началась, как известно, пандемия. Дальнейшее развитие событий в стране и мире тоже хорошо известно.
Так что, в свой первый после длительного отстоя рейс теплоход отправился лишь в нынешнюю навигацию. Сменив при этом немецких путешественников на российских, а имя «Т.Г. Шевченко» на «Александра». Впрочем, изменение названия судна произошло несколько раньше, еще по настоянию прежнего партнера «Донинтурфлота» из Германии, занимающегося реализацией круизов за рубежом.
Нынешний 45-летний капитан теплохода Вячеслав Милохин – ростовчанин, профессиональный речник, прошел все ступени карьерной лестницы на пассажирских судах, начиная с матроса. Уже возглавив судно, три года принимал непосредственное участие в модернизации «Шевченко»-«Александры». Причем, по его словам, серьезного восстановления технических систем теплохода при этом не потребовалось, поскольку они находились полностью в рабочем состоянии.
В прошлую навигацию Вячеслав Викторович одно время подменял капитана на другом лайнере «Донинтурфлота» – «Принцесса Анабелла», поэтому ряд нынешних маршрутов «Александры» ему уже знакомы. Прежде же, с иностранными туристами на борту, он ходил в основном по самой востредованной за рубежом водной линии, соединяющей Москву и Санкт–Петербург, которую успел изучить досконально.
Что касается экипажа судна, то на данный момент он включает 98 человек, из них на долю ресторана приходится 35 сотрудников. В ведении директора круиза находятся 18 человек – аниматоры, артисты, ресепция, бутик.
«Фишка» лайнера – дизайнерские интерьеры
Полностью обновленный «под немцев» теплоход пришелся по душе и нашим туристам. Многим нравится даже еще сохранившийся легкий запах прошедшего ремонта. Ну и, конечно же, всех подкупает безупречная, будто сошедшая с рекламных плакатов, окружающая обстановка на борту, а особенно – новая мебель и удобные кровати со свежими постельными принадлежностями в просторных каютах.
Но все же, основная и не сразу заметная особенность этого инновационного лайнера заключена в его внутренних интерьерах. Современные дизайнерские решения на «Александре» весьма интересны: ее пассажирские каюты и общественные места своеобразны и заметно отличаются от аналогичных мест на других российских круизных судах. К примеру, вход и ресепция находятся не в носовой части теплохода, как принято, а в кормовой.
Со вкусом подобрана и легкая световая гамма на борту.
Кроме ресторана, двух баров и солярия, немало на теплоходе и небольших зон отдыха с диванчиками и удобными креслами. На открытой же солнечной палубе находятся многочисленные лавочки, раскладные стулья, шезлонги, столики и спортивные тренажеры.
Отмечают гости теплохода сувенирную лавку и расположенную рядом небольшую кофе-станцию. Особо нравится туристам и один из баров – с камином, пусть и электрическим.
Сам же лайнер речные путешественники оценивают как «по-домашнему теплый и уютный».
Чем заняться на борту круизного судна
Свой рассказ об этом директор круиза теплохода «Александра» Елена Красина начала с бортового клуба для детей, отметив, что времяпрепровождением маленьких пассажиров занимается специальный детский аниматор-психолог. Не забыты в досуговом плане и взрослые: так, во время регулярных вечерних концертов им помогают приятно провести время солист–вокалист Мариинского театра, саксофонист – лауреат международных конкурсов, и другие именитые члены анимационной команды. А спортивный тренер проводит ежедневную зарядку и организовывает подвижные игры с мастер-классами.
Далее, на судне работает литературно-музыкальная гостиная. Возрождена и былая флотская традиция пения под аккордеон – активно поддерживаемая в советское время, но потом незаслуженно подзабытая. Предусмотрены веселые конкурсы, викторины и интеллектуальные игры, проходят дискотеки – музыкально-танцевальные вечера.
Питание – важнейшая составляющая любого путешествия, а тем более круизного. Ресторан на «Александре» очень вместительный, рассчитанный на 200 посадочных мест, что позволяет кормить туристов в одну смену.
Завтрак – обильный шведский стол. В обед и ужин действует заказная система: пассажиры могут выбрать на следующий день рацион из двух салатов, супов, десерта, а также из трех горячих, включая вегетарианское блюдо. Также на выбор предоставляется спиртное: бокал белого или красного вина, пиво или рюмка водка, и, само собой, обычные напитки. Отдельно имеется детское меню.
А еще туристов ждет обширнейшая экскурсионная программа в местах стоянок теплохода. Причем, иной раз за день удается побывать сразу в двух пунктах на намеченном маршруте.
Маршруты теперь уже популярного лайнера
В нынешнем сезоне «Александра» отправляется в самые разнообразные круизные туры: непродолжительные походы выходного дня из Москвы, путешествия по Волге и Каме различной продолжительности, и, конечно же, продолжает ходить между двумя столицами. Вот и сейчас, с 24 июля и до начала сентября, лайнер вновь вышел на питерскую трассу. Попутно намечен один тур до Нижнего Новгорода, а также два круиза из Санкт–Петербурга по Ладожскому озеру. После чего, с 11 сентября «Александра», выйдя из Северной столицы, возьмет курс через Москву на Астрахань. Откуда 4 октября и прибудет в родной ростовский порт.
Подготовлено круизное расписание лайнера и на следующий год. В нем, в соответствии с опытом года нынешнего, вновь заложены московско-питерские и волжские рейсы, короткие поездки выходного дня, а также длительные астраханские и ростовские переходы. Словом, предпочтение вновь отдается разнообразию.
Примечательно, что все без исключения круизные направления «Александры» пользовались и продолжают пользоваться повышенным спросом у туристов. Как сообщил руководитель отдела продаж «Донинтурфлота» Александр Шкарупин, средняя загрузка судна к концу июля составляет примерно 95%. А ведь речь идет о лайнере премиального класса, далеко не самом дешевом и пока еще не особо известном массовому круизному потребителю.
Игорь Горностаев