Судоходная компания «Цезарь-Трэвел», уже два десятка лет представленная на российском рынке речных путешествий, хорошо известна многим круизным туристам своими трехпалубными теплоходами «Илья Муромец» и «Президент». Значительное число пассажиров побывало и на борту прогулочных судов «Гжель» и «Солнечный залив», которые тоже принадлежат флоту компании. Она же, в свою очередь, входит в холдинг «Цезарь Клаб», который также занимается и гостиничным бизнесом. Кроме того, в ведении объединения находятся зона отдыха «Солнечный залив», в честь которой назвали судно, и зеленая стоянка «Хвойный бор» на подмосковных Пироговском и Пестовском водохранилищах.
Президентом же «Цезарь Клаба», как и гендиректором одноименной круизной компании, выступает Сергей Абрамов. При этом не многие, даже коллеги, знают о еще одной его должности. Сергей Николаевич уже давно является председателем комитета по туризму и членом правления Московской торгово-промышленной палаты (МТПП). Об этой деятельности, а также о прошедшем и предстоящем круизном сезоне мы и попросили его рассказать нам сегодня.
- Сергей Николаевич, в начале нашей беседы поясните, что представляет собой Московская торгово-промышленная палата?
- Начать с того, что это достаточно сильный профессиональный орган, созданный в помощь столичному, в первую очередь, бизнесу. Он консультирует предпринимателей, а также помогает им находить нужные контакты с правительством Москвы. Поэтому, принимая во внимание авторитет палаты среди бизнес-сообществ, к членам МТПП и к тем, кто пользуется ее поддержкой, относятся с повышенным доверием, что позволяет им проще и с большей отдачей достичь намеченных результатов в работе. Интересно, что во многих зарубежных странах торгово-промышленные палаты выступают главным регулятором деловой активности. У нас этого нет, поскольку участие в палате добровольное: бизнесмены могут заключить договор, заплатить незначительные взносы и получить серьезную поддержку. Постоянный рост членов Московской торгово-промышленной палаты наглядно показывает, что люди реально понимают и правильно оценивают ее преимущества и, назовем так, уровень «покровительства».
- В какой степени палата охватывает туристический бизнес?
- Это одно из направлений ее деятельности. МТПП в моем лице как председателя комитета по туризму организовывает, к примеру, различные деловые контакты и поездки, в том числе за рубеж. Кстати, недавно наша делегация приехала из Турции, где общалась с членами торгово-промышленной палаты Стамбула. Встречи проходили на достаточно высоком уровне, с привлечением мэров городов Стамбула и Антальи, с участием значительного числа ведущих бизнесменов, задействованных в сфере туризма. Отдача от таких контактов довольно высокая, поскольку каждый второй договор, заключенный на таких площадках, оказывается вполне жизнеспособным. В том числе и в отношении тарифов на путевки. Такого рода поездки в страны, привлекательные для российских туристов, проходят у нас где-то 5-6 раз в год. Также регулярно мы принимаем коллег и у себя.
- Каковы результаты от таких взаимоотношений сторон?
- Как результат - увеличение загрузки как зарубежных, так и российских отелей, прежде всего, благодаря приемлемым и достаточно привлекательным ценам. Я возглавляю комитет по туризму и являюсь членом правления палаты уже десять лет, и за эти годы было сделано достаточно много. Помимо того, что я рассказал, приведу еще один наиболее яркий, наверное, пример, касающийся нашего обращения в правительство России. Не так давно МТПП отправила письмо за моей подписью на имя Михаила Мишустина о необходимости смягчения визовых режимов для дружественных стран. И наше послание не осталось незамеченным, был получен ответ о том, что поставленный нами вопрос прорабатывается. Так что, могу сообщить: сегодняшние визовые послабления произошли, в том числе, и не без нашего участия, чем мы, конечно же, гордимся. Ведь рост объемов иностранного туризма в России, тем более в нынешней обстановке, работает на улучшение международного имиджа нашей страны в целом. И еще это, безусловно, показатель эффективности работы туристического комитета палаты.
- Какие категории бизнесменов объединяет торгово-промышленная палата Москвы?
- Совершенно разные. Хотя, конечно, наиболее крупный бизнес концентрируется в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), а вот средний и малый московский бизнес сосредоточен в нашем объединении. Тем не менее, разброс достаточно высок, и у нас тоже присутствуют весьма серьезные игроки. Но мы стараемся охватить любую деловую аудиторию, тем более что туристический бизнес нельзя назвать крупным, поэтому в основном он концентрируется в рамках МТПП.
- Насколько плотно палата занимается проблематикой круизного бизнеса?
- В качестве одного примера можно привести недавнюю конференцию «Реки. Круизы. Маршруты», прошедшую в конце прошлого года и организованную нашими представителями. В ней приняли участие все основные российские операторы речных круизов. И организаторы, и участники положительно оценили это новое профессиональное мероприятие, поскольку были получены ответы на многие вопросы, которые волнуют отрасль. Это позволит направить ее усилия на улучшение основных показателей: открытие новых маршрутов, строительство и реконструкция судов и причалов и ряд других проблем. Такие встречи оказались нужными для круизных бизнесменов, поэтому в ближайшее время намечается проведение еще одной соответствующей конференции. В преддверии приближающегося сезона она позволит получить точные ориентировки о том, как может проходить навигация 2024 года и что потребуется сделать участникам рынка для того, чтобы избежать возможных неприятностей и потрясений.
- Лично вам, как человеку, имеющему прямое отношение к речному круизному бизнесу, работа в палате дает какую-то реальную помощь в основной деятельности?
- Доступ к самому широкому информационному полю в рамках МТПП позволяет, прежде всего, делать правильные выводы и направлять свой бизнес в правильно выбранном направлении. А это и есть помощь – ты получаешь нужную информацию, систематизируешь и обобщаешь свои знания, и, в конце концов, понимаешь, куда надо двигаться, планируя, в нашем случае, свою круизную работу.
- После всего сказанного, давайте перейдем непосредственно к речным путешествиям. Как вы можете охарактеризовать прошедший круизный сезон?
- Если коротко, то он оказался неплохим, и его результаты были, в принципе, ожидаемы. Правда, отрицательно повлияли на экономическую эффективность круизной индустрии колебания курса валют, и гораздо заметнее – рост цен на судовое топливо. Это одна из наиболее больных тем – когда в середине навигации тарифы начинают вдруг подниматься, то просчитать финальную экономику становится просто невозможно. Так что, если поначалу у меня было желание продлить работу в сентябре и, возможно, в октябре, поскольку на эти месяцы был спрос, то возросшие топливные расценки вынудили нашу компанию свернуть навигацию в самом начале сентября из-за того, что наметилась опасность попасть на непредвиденные расходы. Хочется верить, что в текущем году все сложится лучше.
- По каким речным маршрутам пойдут ваши суда в навигацию-2024? Какие новинки при этом готовятся?
- Начать с того, что на сегодняшний день у компании «Цезарь-Трэвел» и наших партнерских компаний почти 50% путевок уже проданы. Причем, приобретают как дальние, так и ближние маршруты, разброс очень большой. Понятно, что выбор вариантов отдыха у россиян на сегодня весьма ограничен. Мы, отчасти, даже возвращаемся в прежние времена, когда речные круизы у советских граждан, а потом и россиян, вызывали повышенный интерес. При этом операторы направляют свои усилия на повышение качества услуг, и прежде всего, улучшение комфортабельности пассажирских судов. Что касается нашей компании, то и мы продолжаем плановую реновацию двух своих теплоходов, которую проводим на нашей базе в Хвойном бору. И к открытию навигации они, как всегда, будут в норме.
- По каким речным маршрутам пойдут ваши суда в навигацию-2024? Какие новинки при этом готовятся?
- Маршруты останутся почти что неизменными, как и последние несколько лет. Так, теплоход «Илья Муромец» вновь отправится по 10-дневной волжской линии Москва – Казань – Москва, следуя 5 дней в одну сторону и столько же обратно. При этом на направлении также предусмотрены 11- и 12-дневные туры, включающие заходы в Свияжск и Елабугу. А «Президент», тоже из столицы, выйдет, главным образом, в походы от 3 до 5 дней – до Мышкина, Углича, Ярославля и ряда других портов. Но три рейса этого судна с посещением Дивеево пойдут дальше: два недельных круиза – до Городца и один 11-дневный – до Нижнего Новгорода. Более длительные путешествия мы не планируем. Я считаю, что нынешняя круизная программа для компании «Цезарь-Трэвел» наиболее приемлемая, к ней мы пришли практически в течение 20 лет нашей речной деятельности. В то же время, в местах привычных заходов наших судов появляются новые экскурсионные продукты, которые мы собираемся задействовать в предлагаемых туристам круизах. Что позволит сделать традиционные речные туры оператора более интересными и разнообразными.
Подготовил Игорь Горностаев
P.S. Когда этот материал готовился к публикации, стало известно, что организационный комитет конференции «Реки. Круизы. Маршруты», которая прошла в октябре 2023 года, и о которой говорится в интервью, принял решение о трансформации в серию отдельных мероприятий, касающихся отрасли речных круизов. Об этом сообщил заместитель председателя гильдии операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при Московской торгово-промышленной палате Константин Рогов.
При этом первое мероприятие цикла – конференция «Речные круизы и водный туризм: региональный фокус» состоится уже 18 марта в 13:00, и пройдет в рамках деловой программы Международной туристической выставки «Интурмаркет» (Москва, «Экспоцентр»). Повестка будет сфокусирована на двух основных темах: 1) актуальные изменения законодательной базы; 2) речные круизы и водный туризм как генератор новых точек роста региональных экономик. Организаторы приглашают участников рынка речных путешествий посетить новое профессиональное мероприятие.