Между Ростовом-на-Дону и Мариуполем планируется наладить пассажирское сообщение водным транспортом. Соответствующий комплекс совместных мероприятий в ходе рабочей встречи в администрации Мариупольского морского порта, прошедшей еще в сентябре, обсудили заместитель губернатора Ростовской области — министр транспорта Виталий Кушнарев и директор Мариупольского порта Александр Солдатов.
Как напомнили в телеграм-канале Минтранса Донецкой Народной Республики, между ДНР и Ростовской областью в ноябре прошлого года на полях «Транспортной недели-2023» было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере пассажирских перевозок водным транспортом. Сегодня это направление находится в стадии проработки организационных и юридических аспектов.
«В Ростове мы уже создали водную пассажирскую компанию, АО СПК «Дон», которую планируем развивать. Сейчас ведем строительство причалов, приобрели два судна на подводных крыльях типа «Валдай», планируем дальше выходить на новые маршруты, в том числе рассматриваем Мариуполь, а именно сообщение Ростов-на-Дону — Мариуполь», — сообщил Виталий Кушнарев. Он отметил, что развитие этого маршрута рассматривается как одно из туристических направлений, а в дальнейшем, вполне возможно, и как альтернатива автомобильному и железнодорожному сообщениям между регионами.
Специалисты двух российских субъектов также успели осмотреть причальную инфраструктуру, расположенную в зоне набережной, куда в перспективе смогут заходить суда для осуществления пассажирских перевозок. Кроме того, транспортные руководители из Ростова, посетив Мариупольский морской порт порта, договорились о дальнейших совместных действиях в части взаимодействия между регионами в сфере транспорта.
Стоит отметить, что в настоящее время между портами Ростова-на-Дону и Мариуполя уже налажено регулярное грузовое сообщение по морю. А 17 августа в морской порт город зашел паром «Лаврентий». Он совершил переход из порта Ейска в соответствии с планами Министерства обороны РФ. Это первое грузопассажирское судна с момента освобождения Мариуполя. «Лаврентий» может вмещать более 130 пассажиров и везти до 700 тонн грузов.
Славное морское прошлое Мариуполя
А ведь в Мариуполе был и пассажирский морской порт, и свой пассажирский флот. Суда находились в составе Азовского морского пароходства, их портом приписки считался город Жданов – прежнее название Мариуполя.
Но это потом, а еще в царской России конца позапрошлого века здесь, на реке Кальмиус, был возведен первый, еще деревянный морской вокзал. Из Мариуполя пассажирские пароходы ходили в Таганрог, Ейск, Бердянск и Керчь - таким образом, охватывалась практически вся акватория Азовского моря. По воспоминаниям старожилов, одним из самых «почтенных» был колесный пароход «Императрица Мария», который в советское время переименовали в «Красный моряк». Он не спеша шлепал вдоль берега до Бердянска и обратно, и славился своим буфетом, где подавали свежее пиво и отменную рыбную закуску.
Старый вокзала пережил все потрясения начала ХХ века и почти без потерь встретил 1941 год. Но война его не пощадила, вокзальное здание было разрушено. Пострадали и оба городских порта – речной и морской, поэтому после войны массовых перевозок пассажиров из Мариуполя не было. Да и морские походы тогда были небезопасны – давали знать о себе плавучие мины. Только с середины 1950-х было решено восстановить прежние пассажирские перевозки, которые связывали Мариуполь с другими городами Азово-Черноморского бассейна.
В те годы по Азовскому морю курсировали пароходы «Николай Островский» — бывший румынский «Принцесса Мирчи», «Капелла», «Юпитер» — немецкие трофейные яхты, а также теплоход «Львов» — испанский «Таррагона», ходивший в Одессу и Батуми. А до Ейска и обратно следовал речной теплоходик «ОМ».
Со временем у Азовского морского пароходства появились и новые современные теплоходы «Молдавия», «Сванетия», «Узбекистан», «Савонна», «Василий Коларов», а также скоростные суда на подводных крыльях — «Комета» и «Метеор». А в начале 70-х годов завершилось и строительство нового морского вокзала. В нем были кассы, небольшой зал ожидания и кафе с барной стойкой. Остальное занимали служебные помещения.
По рассказам мариупольцев, заставших то время, популярность морских поездок в 1960-1980-е годы была очень высокой. С вечера мечтающие отплыть записывались в кассу за билетами, а утром с «боем» брали ее, чтобы, получив билет, побыстрее добраться в портовые города Азовского или Черного моря.
С распадом Советского Союза и с появлением новых госграниц прекратилось и морское пассажирское сообщение между прежними портами, здание мариупольского морвокзала закрыли, и оно стало потихоньку ветшать.
Но в начале 2000-х о нем вдруг вспомнили и капитально отремонтировали. Работа был проделана колоссальная, но впустую, поскольку по своему прямому назначению морской вокзал Мариуполя больше не использовался.
Да и к пассажирскому причалу больше не швартовались теплоходы, и не уходили в рейсы: ни за 25 миль — в российский Ейск, ни в украинские тогда Бердянск, Геническ, Керчь.
Так было вплоть до февраля 2022 года. И теперь у жителей Мариуполя появилась реальная надежда, что в здание морского вокзала, а главное, на морские пассажирские маршруты вновь вернется жизнь.
Иван Коблов