В столичном отеле The Carlton Moscow 24 сентября прошла конференция «Круизы – тренды и перспективы». Она была организована итальянской компанией морских путешествий MSC Cruises и ее генеральным представителем в России и странах СНГ туроператором Pac Group. Масштабное мероприятие, на котором присутствовали более 300 представителей турагентств, причем далеко не только из Москвы и Подмосковья, в этот раз было посвящено 20-летию сотрудничества этих двух структур.
На российском круизном направлении
Как сообщил генеральный директор Pac Group Илья Иткин, за прошедшие годы туроператорская компания познакомила с круизами более 400 тыс. любителей морских путешествий. Только в нынешнем году в круизных турах стараниями туроператора уже побывало примерно 100 тыс. человек, а до его завершения ожидается, что к ним присоединятся еще примерно 10 тыс. туристов. Для сравнения, по неофициальным данным общий объем русскоговорящего турпотока на морских круизах в нынешнем году ожидается в районе 140-150 тыс. человек.
Илья Иткин поделился и планом на дальнюю перспективу, который российская туркомпания приняла совместно с круизным оператором: к 2035 году добиться ежегодного пассажиропотока в объеме 1 млн. человек. Как видим, заявление достаточно амбициозное. Пока же Pac и MSC наверняка вдохновляют следующие показатели роста объема продаж круизов: в 2024 году отмечено увеличение на 25%, в нынешнем году – на 30%, а на 2026 год, по данным на конец сентября – уже 49%.
Напомним, в последние годы, в отличие от спокойных лет до 2020 года, лайнеры компании не отправляются из «домашних» российских портов, Санкт-Петербурга и Сочи. Стоит также отметить, что примерно 85-90% приобретенных и забронированных туров MSC приходится на граждан России, за которыми с большим отрывом следуют казахские, а потом и белорусские путешественники.
Еще ряд статданных. Распределение продукта MSC Cruises по акваториям для российских туристов следующее: 44% приходится на Средиземное море, 37% - на Персидский залив, 9% - на азиатские направления, 3% - на Северную Европу, а на все остальные – 7%. Причем наблюдается постоянный рост спроса на безвизовые маршруты в Персидском заливе и Азии. Впрочем, визовой вопрос тоже успешно решается, и основными «поставщиками» европейских виз для россиян стали Греция и Италия.
Глава Pac Group также напомнил собравшимся, что круизный бизнес традиционно предоставляет достаточно высокую комиссию своим агентам по продаже, начиная от 10% и до 15%. Реализация туров при этом ведется круглый год. И еще один важный факт: примерно 9 из 10 туристов, побывавших в морских путешествиях, обязательно вновь возвращаются на круизные лайнеры. Немаловажно и то, что вопреки до сих пор не изжитому расхожему мнению, зарубежные туры по морям вполне доступны массовому потребителю. К примеру, внутренняя каюта на судах MSC за недельную поездку стоит в среднем от 599 евро, а более комфортабельная каюта с балконом – от 1,05 тыс. евро. Правда, несколько дороже размещение в премиальном классе MSC Yacht Club – от 2,9 тыс. евро, а люксовый Explora Journeys стоит уже от 4,2 тыс. евро.
История и сегодняшний день MSC и Explora
Исполнительный директор круизной компании Анжело Капуро, не без помощи директора круизного департамента «ПАКа» Михаила Фельдмана, взявшего на себя роль переводчика, познакомил турагенскую аудиторию с историей и днем сегодняшнем MSC Group и его дочернего предприятия MSC Cruises.
В настоящее время по суммарному количеству туристов итальянский оператор морских круизов занимает третье место в мире, а на Средиземном море он устойчиво лидирует. В этом водном регионе у него порядка 20 портов посадки, чего нет у других компаний. И даже в предстоящем зимнем сезоне на Средиземке будут работать 5 судов MSC Cruises, хотя еще совсем недавно был лишь один лайнер.
Сейчас MSC обслуживает 23 лайнера шести проектов, причем у нее самый молодой круизный флот. Еще 4 лайнера для компании находятся в процессе строительства, и выйдут на морские просторы к 2030 году. Но еще раньше – в 2028 году, круизный парк операторской компании-лакшри Explora Journeys, которая сейчас обслуживает два лайнера, составит уже 6 судов.
Более подробно об этом люксовом бренде, который вышел на рынок морских путешествий в 2023 году, рассказал его коммерческий директор Акиле Стаяно.
Эта компания, отметил он, эксплуатирует сейчас роскошный лайнер Explora I, а также новейший Explora II, который приступил к круизной деятельности в 2024 году. В 2025-м из России и 11 стран СНГ на их борту уже побывали около 1,3 тыс. туристов. А в прошлом году на единственное тогда круизное судно оператора на том же потребительском рынке отправилось около 400 туристов. Словом, и здесь прогресс очевиден.
Остается добавить, что на следующий день, 25 сентября, прошла встреча в гораздо более узком составе. Pac Group и MSC Cruises встречались с руководителями 15 ведущих туроператорских компаний России и Казахстана, специализирующихся на круизном бизнесе.
Игорь Горностаев







