SPb mor rech m 0118Возрождение круизного туризма в Северной столице обойдется примерно в 14 млрд рублей, оценил Смольный и теперь пытается заинтересовать проектами бизнес. Но без федеральной поддержки большей части этих планов сбыться не суждено.

О том, что власти Петербурга обсуждают с потенциальными инвесторами создание отечественной морской круизной компании и строительство нового речного терминала, в конце декабря рассказал глава городского комитета по развитию туризма Андрей Мушкарёв. По имеющимся данным, среди интересантов крупнейшие банки — Сбербанк и ВТБ. Однако расчеты международной консалтинговой компании Price Waterhouse Coopers (PWC), которые легли в основу предложения для инвесторов, пока вызывают слишком много вопросов.

 

 

 

 

По морю

О запуске собственной круизно-паромной компании петербургские власти задумались еще в мае 2017 года. Несмотря на рост числа туристов, прибывающих в Северную столицу морем, город серьезно проигрывает соседям. Из 19 млн человек, путешествующих по Балтике, только чуть больше четверти добираются в Петербург.

Международные игроки не спешат отправлять свои лайнеры в петербургские порты, да и паромов Северная столица может лишиться в любой момент. После продажи компании St. Peter Line итальянскому оператору Moby Lines новый владелец сразу же решил вывести один из паромов – «Принцесса Мария» – из Балтийского моря. Его примеру из-за сложности в согласовании тарифов может последовать «Принцесса Анастасия».

SPb mor rech 2 0118Выходом может стать круизное импортозамещение. Согласно расчётам PWC, создание отечественного оператора обойдется примерно в 150 млн долларов (8,7 млрд рублей по курсу на конец декабря). На эти средства можно закупить несколько подержанных паромов и круизных судов. Курсируя между портами Балтийского моря, они смогут отбить потраченные деньги всего лишь за семь лет. В России компаний с опытом управления круизной компанией нет, но это не беда, считают в Смольном: доверить управление можно будет международной команде.

Зато появление отечественного оператора позволило бы создать как минимум 3 тысячи рабочих мест для экипажей судов. Также это помогло бы заработать предприятиям сферы услуг и поставщикам продуктов питания. «Обслуживание круизного лайнера сопоставимо с появлением в городе гостиницы на 2 тысячи номеров», – пояснил глава комитета по туризму. Также это принесло бы дополнительный доход судостроительным верфям, которые могли бы обслуживать корабли.

Однако математика не сойдется без федеральной поддержки, признают в комитете по туризму. Нынешние расценки петербургских портов делают проект низкорентабельным. Поэтому губернатор Петербурга Георгий Полтавченко уже обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о предоставлении льгот для круизного оператора, а тот дал поручение правительству проработать вопрос до 1 февраля. Среди запрашиваемых преференций субсидирование лизинговых платежей через Государственную транспортно-лизинговую компанию (ГТЛК), а также снижение портовых сборов в Петербурге и Калининграде на 50%. Сейчас размер сборов, которые платят суда класса «Принцессы Анастасии» за заход в Северную столицу, составляет около 20 тысяч долларов в месяц.

Смольный не оставляет надежд завлечь в Петербург и пассажиров иностранных круизных компаний. Но для этого необходимо смягчение визового режима. На предыдущий запрос петербургских властей летом этого года Совет безопасности России и МИДа РФ сообщили, что продолжают изучать такую возможность. С повторной просьбой Смольный намерен обратиться после чемпионата мира по футболу. «Паспорт болельщика — по сути, и есть электронная виза. Мундиаль даст нам опыт работы с этим инструментом», – сказал Андрей Мушкарёв.

 

По рекам

В отличие от морского проекта, судьба которого будет решаться на федеральном уровне, запуск речных терминалов — дело недалекого будущего, считают в Смольном. Построить городу новый речной вокзал еще в 2007-м пообещал «фруктовый король» Владимир Кехман. Однако все кончилось тем, что прежнее здание снесли, а на его месте появился жилой комплекс.

Сейчас речные суда принимают три пристани — «Уткина заводь» (Октябрьская набережная, д. 31), «Соляной» (Октябрьская набережная, д. 29а) и «Речной вокзал» (пр. Обуховской Обороны, д. 106). Однако все они, по сути, представляют собой причальные стенки, какая-либо инфраструктура там отсутствует. Это одна из причин, по которой за десять лет рынок речных перевозок упал в три раза, считают в Смольном. Новый терминал позволил бы возродить этот вид туризма.

По словам Андрея Мушкарёва, проект общей стоимостью 5 млрд рублей будет реализоваться в два этапа. В рамках первой очереди инвестору предстоит отремонтировать причальные стенки на проспекте Обуховской Обороны. По подсчету PWC, на это потребуется 500 млн рублей. При условии заключения концессионного соглашения с инвестором в начале 2018 года его новый причал можно будет начать эксплуатировать уже летом. Пока объект по-прежнему находится в ведении Росимущества, но федеральные власти уже согласовали его передачу Петербургу. Соответствующее распоряжение правительства должно было выйти до конца 2017 года.

SPb mor rech 3 0118Однако полноценный терминал, который был бы аналогом «Морского фасада» для круизных туристов, там построить не получится — свободной земли нет. Поэтому для запуска аналога «Морского фасада» для приема речных круизов власти подыскали новый участок — на Рыбацком проспекте, 15, неподалеку от стадиона «Спартак» и вблизи от Большого Обуховского моста. По словам Андрея Мушкарёва, на данный момент выбранная для стройки земля принадлежит городу, но ее никто не использует. С комитетом имущественных отношений обсуждается возможность выделения 5 га для размещения терминала. На этом месте планируется возведение 400-метрового причала с возможностью принимать до 10 речных судов одновременно, а также торгово-развлекательного и делового центра площадью 7 тыс. кв. м. Его строительство обойдется инвестору в 4,5 млрд рублей, расчетный срок окупаемости — шесть лет.

Ранее представители туристической отрасли заявляли, что видят рост спроса на путешествия по Неве и Волге со стороны состоятельных европейских и массовых китайских туристов, но не могут инвестировать в дополнительные суда, пока город не даст им инфраструктуру.

Однако эксперты рынка коммерческой недвижимости сомневаются, что в нынешнем виде проект заинтересует инвесторов. «Он предполагает, что бизнес отобьет затраты на инфраструктуру с помощью коммерческой части. Но круизным туристам торговый центр и конференц-залы не нужны. А если бы такая потребность была у местных жителей, в Рыбацком уже давно появился бы такой центр», – считает генеральный менеджер Knight Frank Николай Пашков. Больший интерес бизнес проявил бы, если бы город тоже вложился в проект, считает эксперт.

По словам Андрея Мушкарёва, Смольный уже обсудил свои планы с потенциальными инвесторами. Названия интересантов он не раскрыл, однако отметил, что среди них «два крупных федеральных банка». Один из них заинтересован речным проектом, другой — морским, сказал он.

Знакомство с концепциями подтвердили ВТБ и Сбербанк. Впрочем, обе кредитные организации утверждают, что пока о чем-то конкретном говорить рано. «Мы знаем о том, что такой проект планируется, и, как крупнейший банк страны, всегда заинтересованы в финансировании такого рода крупных и важных для Санкт-Петербурга проектов», – сообщили в пресс-службе Сбербанка. Впрочем, речь идет скорее о выдаче кредита, нежели о собственных инвестициях. В «ВТБ Капитал», инвестиционном подразделении ВТБ, также видят «большой потенциал для инфраструктурных инвестиций в России», и готовы «активно рассматривать качественные региональные проекты на основе модели ГЧП». Однако «решение может быть принято только после детального анализа всех аспектов проекта и оценки инвестиционных рисков», – отметили в пресс-службе.

 

www.fontanka.ru