Начнем, естественно, с коронавируса. В порту испанской Барселоны 22 мая поместили на карантин пятизвездный лайнер Navigator Seven Seas круизной компании Regent Seven Seas после выявления COVID-19 у одного из членов экипажа, гражданки Сербии. На борту судна среди членов экипажа оказались и четыре россиянки, сообщили в российском посольстве в Мадриде. По информации Минздрава Испании, на круизном лайнере было около 400 человек из разных стран. Как сообщалось, Navigator Seven Seas вышел 8 мая из порта Майями.
Напомним также, что в середине мая сообщалось, что Росморречфлот дал главам регионов РФ дополнительное указание на необходимость не применять нормы изоляции к членам экипажей судов. Ранее Роспотребнадзор разъяснил, что 14-суточная изоляция всех лиц, прибывающих на территорию страны, не распространяется на членов экипажей морских и речных судов. Тем не менее, российские судоходные компании сталкиваются со сложностями при планировании и осуществлении смены членов экипажей судов, являющихся гражданами России, в морских портах Приморского, Хабаровского, Краснодарского краев, Мурманской области и Санкт-Петербурга. Что недопустимо в связи с непрерывностью технологических циклов и способствует возможному росту уровня аварийности из-за несоблюдения режима труда и отдыха моряков, говорится в сообщении Росморречфлота.
Еще два морских происшествия. В середине прошлого месяца пришла трагическая новость из Нидерландов. В порту Роттердама без признаков жизни обнаружили 39-летнюю украинку — члена экипажа круизного судна Regal Princess. Её тело нашли за бортом лайнера, на котором она работала. Предварительной причиной смерти женщины названо самоубийство. В комментариях в соцсетях сообщают, что погибшая была в списке из 120 украинских граждан, которых должны были вывезти на родину, но авиарейс в Киев был отменен по неизвестным причинам.
Рыбаки с Маршалловых островов, пропавшие почти полтора месяца назад, найдены после 1,6 тыс. км дрейфа в открытом море. Как передало новозеландское радио RNZ Pacific, трое рыбаков на борту небольшого катера 2 апреля отправились на промысел от берегов острова Ибай. Из-за неисправности единственного мотора и сильной бури их лодка потеряла управление и легла в дрейф. Поисками рыбаков безуспешно занималась армия США, береговая охрана и морской патруль Маршалловых островов. Только утром 14 мая катер был обнаружен у берегов острова Намолук — самого маленького атолла в Микронезии. На борту остались только два рыбака, судьба третьего неизвестна.
Теперь перейдем на реки. Два случая утечки нефтепродуктов из затопленных судов, случившихся в один день в разных концах нашей страны. На лодочной станции яхт-клуба «Акватория», который расположен в затоне Иртыша на Левобережье, 12 мая опрокинулся катер «Калипсо». Как сообщила пресс-служба департамента общественной безопасности Омска, катер прибыл в город для зимовки, топлива на нем не было, вытекли только остатки масла. Объем бака у судна небольшой, соответственно небольшой оказалась и площадь загрязнения, отметили в аварийно-спасательной службе «Днепр», которая работала на месте происшествия. Сотрудники спецподразделения локализовали загрязнения с помощью размещения бонов по периметру пятна. Представитель «Днепра» подчеркнул, что загрязнение удалось локализовать, и пятно не попадет в реку. Также сообщается, что устранять последствия розлива яхт-клуб «Акватория», на территории которого произошло ЧП, будет за свой счет.
В тот же день в Якутске проводилось обследование водоохраной зоны реки Лены, где по сообщению местного жителя обнаружено нефтяное пятно. По сообщению пресс-службы Минэкологии республики Саха (Якутия), в ходе работ выявлен факт затопления судна «Рефрижератор» с водоизмещением 1,5 тыс. тонн, находящегося на отстое у дамбы реки. На месте зафиксированы следы разлива нефтепродуктов, отобраны пробы воды. Все материалы дела переданы в Росприроднадзор, Росрыболовство и в природоохранную прокуратуру.
На реке Каме вблизи острова Хороший Нижнекамского района Республики Татарстан 16 мая днем произошла поломка двигателя находившегося на рейде пассажирского судна «М-8», принадлежащего ООО «ПОНМ» (г. Казань). Оно следовало по маршруту Красный ключ – Соколки. В результате произошедшего никто не пострадал, в том числе единственный пассажир, находившийся на борту. Теплоход был отбуксирован для проведения ремонтных работ на территорию бывшего речного порта города Набережные Челны. Камской транспортной прокуратурой организована проверка исполнения законодательства о безопасности судоходства, а также взят на контроль ход проводимой по данному факту линейным отделом полиции на транспорте доследственнной проверки.
В ночь на 27 мая судно на воздушной подушке перевозило 14 пассажиров в Тазовской губе Ямало-Ненецкого автономного округа. В 4,5 км от берега транспорт сломался и не имел возможности двигаться дальше. Водитель был вынужден обратиться к спасателям. По данным газеты «Коммерсантъ», сотрудники «Ямалспаса» выдвинулись на катере Bester к месту происшествия. Пассажиров со сломанного судна вывозили группами. Никто из находившихся на борту не пострадал, медицинская помощь не потребовалась. Владелец водного транспорта и водитель от эвакуации отказались, поскольку решили устранить неполадку собственными силами. Им это удалось, и судно добралось до берега своим ходом.
В Астрахани под подъемной частью Старого моста через реку Волга вечером 27 мая застрял грузопассажирский паром «Композитор Рахманинов». Как сообщили местные информагентства, судно село носовой частью на мель. Паром следовал пустой по маршруту Центральный грузовой порт города Астрахани – порт Оля. На борту находился экипаж из 17 человек. Собственник судна - ПАО ТрансФин-М». Мост продолжил функционировать в штатном режиме, пострадавших не было. К месту происшествия были направлены два буксира Морспасслужбы.
На Канале имени Москвы судно, из-за отказа двигателя, въехало в сегментный затвор шлюза гидроузла «Белоомут». Инцидент произошел вечером 28 мая. По информации главного управления МЧС России по Московской области, при заходе в камеру шлюза произошел отказ главного двигателя теплохода. После чего он на полном ходу прошел через камеру шлюза и въехал в сегментный затвор верхней головы шлюза. Причина происшествия – техническая неисправность. В результате произошло повреждение конструкций затвора верхней головы шлюза «Белоомут», но после обследования шлюз признан работоспособным. Само судно повреждений не получило. В происшествии никто не пострадал.
Подготовил Андрей Алексеев