Международный морской бизнес-форума SIMBF - российский оператор и организатор комплекса деловых конгрессно-выставочных мероприятий, прорабатывает возможность открытия новых круизных маршрутов, проходящих вдоль побережья Крымского полуострова. По мнению его руководства, наиболее перспективным может стать следующий вариант. Пассажирские суда смешанного плавания «река-море» выходят из устья Дона в Азовское море, и следуют до порта Севастополь через Керчь и Ялту.
После стоянки в Севастополе теплоходы отправятся в обратный путь, направляясь в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города страны, расположенные на больших реках. Как ожидают специалисты, такие круизные программы станут пользоваться повышенной популярностью у российских туристов. Сообщается, что новые крымские круизные линии могут быть открыты уже в следующем году.
На сегодня в европейской части России находятся два речных круизных судна, которые изначально были спроектированы и построены для эксплуатации в морских районах. Так, в 2017 году на водных трассах появился четырехпалубный пассажирский теплоход «Штандарт» (проект PV-09), который имеет достаточно солидные габариты: его длина около 96 метров, ширина - 13,8 метра, осадка - 1,8 метра. В тоже время, это частное судно, при численности экипажа и обслуживающего персонала в 33 человека его пассажировместимость составляет лишь 36 человек.
Кроме того, в нынешнем сезоне в свою первую коммерческую навигацию должен выйти круизный лайнер «Мустай Карим» проекта PV-300, построенный на нижегородском заводе «Красное Сормово». Это высококомфортабельное судно уровня 4-5* способно принять на борт более 300 туристов. Его владельцем выступает компания «ВодоходЪ». А в Астраханской области на ОАО «Судостроительный завод «Лотос» по заказу другого оператора речных круизов - «Мостурфлота», завершается строительство аналогичного судна «Петр Великий» (проект PV-300VD). В круизные рейсы оно должно отправиться в следующую навигацию.
Технические характеристики двух новейших лайнеров позволяют, в соответствии с требованиями Российского Речного Регистра и Российского Морского Регистра судоходства, эксплуатировать их как на реках, так и в прибрежных морских зонах. Кстати, «Петра Великого» компания «Мостурфлот» собирается активно использовать на круизах по Каспийскому морю.
Как сообщило руководство бизнес-форума SIMBF, если владельцы или операторы новых круизных судов сообщения «река-море» не будут заинтересованы в работе в Крыму, то они собираются привлекать на полуостров их коллег, которые имеют возможность приобрести новые или возрастные пассажирские судна, способные осуществлять переходы в Севастополь из Москвы или других речные регионов России.
В качестве альтернативы SIMBF рассматривает предложения по модернизации и переклассификации действующих российских речных пассажирских теплоходов для достижения ими технической готовности, позволяющей осуществлять походы по рекам и вдоль морского побережья. Как сообщается, желание работать в Крыму уже подтвердила круизная судоходная компания «Русич» (ООО «Экспресс-Тур», г. Пермь), оперирующая модернизированным теплоходом смешанного плавания «Русь Великая».
Напомним, круизы по маршрутам из Днепра в Черное море еще с советского времени активно выполняли украинские четырехпалубные теплоходы проекта 302. Они доходили до Одессы и морских портов Крыма. В дальнейшем этот круизный флот перешел в ведение судоходной компании «Укрречфлот», а затем – к американской компании Viking River Cruises и некоторых турфирм из Украины. В свою очередь, морской маршрут, на котором до последнего времени обслуживались преимущественно иностранные туристы, по известным причинам значительно сократился.
Иван Коблов