Prois sea riv m 125В последнем месяце прошлого года на Черном море произошла крупная экологическая катастрофа. Два танкера «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», перевозившие мазут, утром 15 декабря потерпели крушение в районе Керченского пролива в условиях штормовой погоды. Суда получили повреждения и затонули, а их нефтепродукты попали в морскую акваторию. По поручению президента России была создана рабочая группа для координации работы по ликвидации последствий происшествия, ее возглавил вице-премьер Виталий Савельев. В Краснодарском крае ввели режим чрезвычайной ситуации (ЧС) федерального уровня.

Было обследовано 220 км берега, говорится в сообщении МЧС России, сбор и вывоз загрязненного мазутом грунта начались на участке общей протяженностью 61 км. И к 30 декабря с черноморского побережья Кубани сотрудниками МЧС и волонтерами было собрано около 64 тыс. тонн загрязненного грунта. В Крыму нефтепродукты обнаружены на городском пляже Аршинцевской косы. Обследовано, в том числе повторно, 861 км береговой линии, собрано и вывезено более 226 тонн загрязненного песка и грунта. Работы по ликвидации последствий крушения танкеров продолжаются. Также идет следствие по выявлению причин происшедшего.

Другое громкое морское происшествие конца прошлого года: в Средиземном море затонул российский сухогруз Ursa Major («Большая Медведица»), принадлежащий группе компаний «Оборонлогистика». Судно следовало из Санкт-Петербурга во Владивосток и 23 декабря стало тонуть в международных водах между Испанией и Алжиром. Пришедшие на помощь два испанских спасательных судна приняли на борт 14 членов экипажа, при этом двое моряков пропали без вести. Как стало известно в дальнейшем, причиной крушения «Урса Майор» в Средиземном море стала целенаправленная террористическая атака, о чем заявила пресс-служба «Оборонлогистики».

По показаниям членов экипажа судна, днем на борту произошли три последовательных взрыва с правого борта, в районе кормовой части. После этого сухогруз получил резкий крен до 25 градусов на левый борт, что говорит о поступлении воды. Как отмечают эксперты, «Оборонлогистика» входит в структуру военно-строительного комплекса Минобороны РФ, и занимается транспортировкой, хранением и производством продукции военного и специального назначения. Ursa Major — самое большое судно компании, сухогруз длиной 142 м и шириной 23 м мог перевозить грузы весом до 1,2 тыс. т. Во время теракта на нем находились два портальных крана, два крановых ковша, две судовые трюмные крышки, 20-футовый контейнер с оборудованием и 129 пустых контейнеров.

Prois sea riv 2 125Продолжаем морскую тему. Катер береговой охраны ВМС Индии 18 декабря в Аравийском море протаранил паром «Нилкамал» с туристами на борту, который направлялся на остров Элефанта. По сообщению газеты Daily Mail, один из пассажиров запечатлел на видео, как военный катер плыл по морю, а затем повернулся в сторону парома и понесся на него на большой скорости. После столкновения ролик прервался. Известно, что паром перевернулся, погибли 13 человек. Для спасения остальных пассажиров потребовалось проведение масштабной операции. В материалах информагентств говорится, что 99 человек с парома были спасены. В больницу направили двух пострадавших, получивших тяжелые травмы. В ВМС Индии позже уточнили, что причиной трагедии стала возникшая в судовом двигателе неисправность.

Теперь российские речные происшествия. В акватории Большой Невки в Санкт-Петербурге затонул пассажирский теплоход «Джульетта», при этом произошел частичный разлив нефтепродуктов. По данным Северо-Западной транспортной прокуратуры, инцидент с судном, временно находившимся на причале у пристани на Выборгской набережной, д. 45, отмечен в ночь с 1 на 2 декабря. Пострадавших нет. Собственник принимает меры по подъему теплохода. На месте происшествия были организованы работы по ликвидации разлива: установлены боновые ограждения, отдельные пятна нефтепродуктов обработаны активной пеной. К 3 декабря работы по подъему теплохода «Джульетта» были завершены. Разлив нефтепродуктов ликвидирован.

Тела двух мужчин обнаружены в машинном отделении судна «Чайка», которое занималось буксировкой катера по Волге в Ярославской области в сторону Костромы. Как сообщила Северо-Западная транспортная прокуратура, 8 декабря по факту гибели мужчин следственными органами возбуждено уголовное дело по нарушению правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. По предварительной версии, матросы отравились угарным газом при обогреве судна.

В дежурную часть Санкт-Петербургского линейного отдела МВД РФ на водном транспорте днем 16 декабря поступило сообщение о том, что в Ленинградской области на реке Свирь аэролодка совершила столкновение с плавучим домом. В ходе выезда на место происшествия установлено, что трое работников рыбоводной фирмы, находясь на судне, наехали на бытовку, расположенную в садке. Сотрудники фирмы и судоводитель аэролодки госпитализированы. Предварительно установлено, что судоводитель находился в состоянии алкогольного опьянения.

Prois sea riv 3 125И в заключение обзора отметим два административных правонарушения. Волжская набережная в городе Кинешме и смотровые площадки, оборудованные устройствами для причаливания судов, эксплуатируются с нарушениями, проинформировала 11 декабря Северо-Западная транспортная прокуратура. В связи с чем, муниципальное учреждение «Управление городского хозяйства» привлечено к административной ответственности и оштрафовано на 300 тыс. рублей. Надзорное ведомство установило, что гидротехническое сооружение используется без технического паспорта и необходимого обследования. Оно потребовало устранить нарушения при эксплуатации объектов водного транспорта. Напомним, Кинешма, после долгого перерыва в 2018 году возобновила прием круизных теплоходов. В навигацию 2024 года здесь отмечен 201 судозаход, по воде в городе прибыло 26 тыс. туристов.

Реконструкция шлюзов Беломорско-Балтийского канала (ББК) проходила с нарушениями, сообщила 25 декабря транспортная прокуратура Карелии, проводившая проверки гидросооружений после летнего инцидента. Тогда из-за прорыва перемычки между шлюзами три человека погибли, семь пострадали, несколько домов в Сегежском округе оказались разрушены. Установлено, что при реконструкции шлюзов № 2, 14 и 16 на ББК были допущены отступления от требований проектной документации. При этом надлежащий контроль за выполняемыми работами не осуществлялся. Транспортный прокурор республики внес представления в адрес заказчика и подрядчика, а также возбудил дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц за нарушение требований проектной документации. Им назначены штрафы в сумме 300 тыс. рублей. В настоящее время обнаруженные нарушения устранены.

 

Подготовил Андрей Алексеев