Нынешний год подтвердил устойчивый спрос россиян на речные круизы по стране. Сезон мог оказаться более успешным, если бы не холодное начало лета, которое сильно снизило весенние продажи, полагает заместитель генерального директора «Мостурфлота» Светлана Гончарова. «Тем не менее, в компании по отдельным теплоходам рост объемов составляет от 10% до 20%. Это лучше, чем мы планировали», – сказала она.
С ней согласен гендиректор компании «Инфофлот» Александр Сахаров: «Я бы говорил о росте в 7-10%. Из-за погоды пострадали в основном круизы выходного дня. Продолжительные программы люди выбирают и выкупают заранее. Погода для них значит гораздо меньше, едут за впечатлениями».
По мнению директора по внутреннему туризму компании «Водоход» Андрея Смолина, в этом году погодный фактор усилился еще и открытием Турции. «В итоге продажи сдвинулись практически на середину лета. Затем, правда, все теплоходы уходили с хорошей загрузкой. Спрос был, но все-таки он оказался слабее, чем мы надеялись. Рассчитывали на дальнейший рост, а лето прошло на уровне прошлого года».
Эксперт также указал на растущую аудиторию круизного отдыха. «У нас явно прибавилось туристов среднего возраста и даже молодых. Хотя пока эта тенденция касается Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах ситуация не изменилась», – пояснил он. В «Мостурфлоте» также прибыло новичков, в основном, за счет круизов на теплоходе-лоукостере «Княжна Анастасия». «Мы предлагаем туристам экономить не на отказе от услуг, а благодаря гибкому набору услуг. Можно взять питание в составе пакета, можно вообще его не брать, а питаться на борту в ресторане быстрого обслуживания, расплачиваясь в кассе на месте. Человек может также взять не целый обед, а одно или два блюда. Аналогично – с экскурсиями», – пояснила г-жа Гончаров.
По словам собеседницы, переход на новый формат – дело затратное и финансово, и технологически, так как приходится перестраивать сложившиеся производственные цепочки, набирать новых людей или создавать новые функции. «Тем не менее, результат налицо: два года работы лоукостера на наших реках сделали свое дело, компания получила новых клиентов, которых раньше останавливала цена. По их отзывам мы видим, что они оценили речные круизы как вид отдыха и готовы к нам возвращаться», – сказала Светлана Гончарова.
Эксперты говорят, что клиенты речных круизов гораздо спокойнее реагируют на колебания валюты, политические изменения. Их приверженность к такому виду отдыха очень высока, однако и они реагируют на цены. Туроператоров беспокоит уменьшение платежеспособности населения – это фактор посильнее погоды и Турции. Между тем снизить себестоимость круизного продукта очень трудно. «У нас очень короткий сезон, по сути всего три летних месяца. Сентябрь, даже несмотря на хорошую погоду, пользуется в разы меньшим спросом. Продажи падают, мы можем их поддержать только значительным снижением цены. Но на это никто не пойдет из-за высокой себестоимости круизов, которая, в отличие от спроса, осенью не снижается. Поэтому туроператоры никогда не оставляют много судов на позднюю осень, – пояснила г-жа Гончарова. – В это время едут в основном пенсионеры и люди свободных профессий. Летняя навигация в нашей компании завершилась вчера, 9 октября».
Андрей Смолин сказал, что, учитывая не самое удачное начало сезона, компания попробует его «растянуть». Видя, что многие рейсы заполнялись очень хорошо, решили, в отличие от предыдущих лет, продлить программы из Москвы в Казань и Самару до конца сентября. Но затем от этого пришлось отказаться, три круизных судна оператора завершили навигацию в обычные сроки. «Спрос оказался невысоким. А тех, кто приобрел круизы на поздние сроки, мы пересадили с повышением уровня обслуживания или теплохода на более ранние даты», – сказал г-н Смолин. Навигацию-2017 «Водоход» закончит 15 октября, «Инфофлот» – 5 ноября.
Продажи круизов на 2018 год стартовали еще в начале лета, но делать выводы рано. «Мы не чувствуем какого-то оживления на рынке. Возможно, это вызвано тем, что в компании появилось два новых судна и спрос, что называется, «размазался», – заметил Александр Сахаров.
Зато, по словам туроператоров, однозначно вырастет въездной турпоток круизных пассажиров. По оценкам Андрея Смолина, Европа продается как минимум на 20% лучше, чем год назад. «Зарубежных туристов становится больше, и на их обслуживание будет «брошен» лайнер «Княжна Анастасия». Так что российский рынок останется без лоукостера. Но нечто аналогичное мы попробуем сделать на теплоходе «Николай Карамзин»», – подтвердила Светлана Гончарова.
Rata-news