Число российских туристов, отправляющихся в круизы к Северному полюсу на ледоколах, увеличилось за последние годы более чем в 10 раз. Об этом сообщил президент компании Poseidon Expeditions Николай Савельев на пресс-конференции, проходившей в режиме онлайн и посвященной передаче ФГУП «Атомфлот» нового атомохода «Арктика». По его словам, эти путешествия стали визитной карточкой нашей страны на международном туристическом рынке, поскольку достигать полюса в установленное время могут только атомные ледоколы, которыми владеет исключительно Россия.
На Северный полюс ежегодно выполняется от 3 до 5 круизных рейсов, на каждом атомоходе отправляется порядка 130 пассажиров. Таким образом, в год на полюсе могут побывать 600-700 путешественников. Туристические походы на ледоколах к «макушке земли» выполняются лишь в летний период – с середины июня по август, когда в Арктике стоит полярный день, плюсовые температуры и круглые сутки светит солнце.
Как отмечает RATA-news, ссылаясь на слова руководителя Poseidon Expeditions, арктический туризм – не экстремальный вид отдыха, речь не идет и о специальных научных экспедициях - Арктика вполне доступна. К примеру, Аляска или Канадская Арктика принимают миллионы туристов, Шпицберген – 120 тыс. человек в год. По мнению эксперта, второй Шпицберген вполне может сделать из Земли Франца-Иосифа, которая по территории даже больше этого норвежского архипелага. Но при этом на российской островной территории необходимо построить аэропорт и создать приемную инфраструктуру. Причем государство должно лишь организовать возможность удобной авиаперевозки туристов, с остальным могут справиться бизнес-структуры.
На Земле Франца-Иосифа уже строится взлетно-посадочная полоса для военной авиации, возможность ее использования и гражданскими самолетами обсуждается. Такой подход уже практикуется во многих местах, в частности, на том же Шпицбергене или на Аляске. А поскольку на аэродром двойного назначения смогут прилетать авиакомпании со всего мира, то понадобится и международный пункт пропуска.
В то же время, развитию круизного туризма в российской Арктике, по словам Николая Савельева, мешает отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения заинтересованных субъектов на ее территориях. Сейчас многие федеральные органы исполнительной власти в той или степени занимаются этим регионом. Причем, у каждого из них есть свои правовые базы, и они нередко противоречат между собой. Так, правительство РФ, по инициативе Ростуризма, определило открытые для захода пассажирских судов пункты на Северном морском пути. Однако каждый раз им все равно требуется дополнительное разрешение. Выходит, что на практике даже специальное правительственное постановление не работает. Поэтому требует создание отдельного закона об Арктике, который снимет все накопившиеся противоречия.
Эксперт также высказал предположение, что в недалеком будущем арктический круизный сезон из-за глобального потепления станет более продолжительным. По мнению ряда ученых, к 2040 году на Северном полюсе в летнее время не будет льда. Так что, если туристическая навигация продлится, к примеру, с апреля по октябрь, круизов на самых разных круизных лайнерах может стать больше, и они будут стоить, соответственно, дешевле.
Круизы на Северный полюс «Атомфлот» начал выполняться с 1990 года. К настоящему времени большинство круизных пассажиров на российских ледоколах - граждане ряда зарубежных стран. Однако если 15 лет назад доля российских путешественников была ниже 1%, то теперь она составляет уже 10-12%. В то же время, на прошедшее лето были запланированы три арктических круиза, но они не состоялись из-за пандемии коронавируса и закрытых границ.
Туристические рейсы на Северный полюс осуществлялись вначале на атомоходах «Россия», «Советский Союз» и «Ямал», начинаясь и завершаясь в Мурманске. После ввода в эксплуатацию в 2007 году атомного ледокола «50 лет Победы» круизные походы стали выполняться только на его борту. А совсем недавно, 21 октября нынешнего года, в состав флота ФГУП «Атомфлот» официально вошел самый мощный в мире атомоход «Арктика» - головное судно проекта 22220 построенное на Балтийском заводе Санкт-Петербурга. Кроме него, намечено строительство еще четырех однотипных ледоколов: «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка».
Иван Коблов