Amur cru G 721

Ушли в прошлое круизы по Амуру. Выполнялись они теплоходами типа «Николай Пржевальский» и «Ерофей Хабаров», «Граф Муравьев-Амурский» и «Миклухо-Маклай», а также четырехпалубным «30 лет ГДР», переименованным впоследствии в «Звезду Амура». В навигацию амурский круизный флот принимал на борт до 10 тыс. туристов, причем не только с Дальнего Востока и других регионов страны, но и из-за рубежа. Теперь же круизные суда либо отправлены на металлолом, либо переделаны в рыбозаводы.

В то же время, сравнительно недавно власти Хабаровского края представили программу развития внутреннего и въездного туризма. Она предусматривала и восстановление круизов на Амуре: в федеральную целевую программу был включен круизный кластер «Остров Большой Уссурийский – Шантары».

При этом упоминался и пермский оператор «Круизный флот «Русич», который собирался приобрести серию судов для путешествий по Амуру. Компания планировала заказать проект головного образца конструкторскому бюро «Вымпел» из Нижнего Новгорода. Строить новые пассажирские теплоходы было решено в Комсомольске-на-Амуре, поскольку на местном судостроительном заводе размер стапелей позволяет создавать 125-метровые суда.

Одновременно миллионы рублей были вложено в строительство причала для круизного флота в Хабаровске и восстановление речной инфраструктуры в Николаевске. Однако, работы по созданию судов так и не начались, сложности, как обычно, возникли с инвестициями. Да и намеченную круизную программу стали упоминать все реже, а теперь, теперь, похоже, и вовсе предпочитают не вспоминать.

Кроме того, тоже не так давно, со стапелей Хабаровского судостроительного завода сошло скоростное пассажирское судно проекта А45, которое получило название «70 лет Победы». Именно оно представляло край на Восточном экономическом форуме, где было продемонстрировано Владимиру Путину тогдашним губернатором Вячеславом Шпортом.

Планировались, что теплоход «70 лет Победы» станет первым из трех однотипных судов, которые были намечены к постройке. Что важно, скоростной проект А45 может причаливать к необорудованному берегу, что крайне важно в отсутствии береговой инфораструктуры. Однако после того как в 2018 году Вячеславу Шпорту не удалось переизбраться губернатором, о намеченных планах тоже предпочли забыть. Похоже, обновление пассажирского флота силами местных судостроителей перестало быть приоритетом.

Тем не менее, пассажирские перевозки на Амуре остаются, и они по-прежнему востребованы. С 2019 года суда на воздушной подушке работают в Николаевском районе. Они связали Лазарев, Пуир, Нижнее Пронге с Николаевском-на-Амуре, чего жители этих населенных пунктов добивались все постсоветские годы. Ранее власти заявляли, что следующим шагом станет приход судов круглогичного действия на линию, соединяющую краевой центр с левобережьем Хабаровского района. Но и этот проект сейчас почему-то перестали упоминать.

Продолжает работать и скоростная водная трасса Николаевск-на-Амуре – Комсомольск-на-Амуре. «Метеор» проходит 579 км между этими городами за 12 часов. По дороге предусмотрены стоянки в Тыре, Богородском и Киселевке. Причем в Богородском, где проводится бункеровка судна, на стоянку отводится полчаса. В остальных сёлах по ходу движения теплохода дебаркадеры ещё не установлены. В настоящее время линию обслуживают два последних амурских «Метеора» - «Капитан Князев» и «Сергей Торбин». В рейсы по маршруту они отправляются четыре раза в неделю.

Как рассказал в своем блоге совладелец круизной компании «Инфофлот» Александр Соснин, недавно путешествовавший по Амуру, суда чистые и уютный, с приветливым экипажем. К услугам пассажиров несколько салонов, работает буфет. При этом в будний день пассажиров было немного: на самом загруженном участке от Киселевки до Комсомольска - не больше тридцати человек. Как отмечает автор, из скоростных линий это третья по протяженности в России. На первом и втором месте – маршруты по Лене: Усть-Кут - Пеледуй (767 км) и Якутск - Олекминск. Но на них работают «Валдаи» и «Полесья». А среди водных трасс, обслуживаемых «Метеорами», амурская - самая протяженная.

В то же время, пассажирские перевозки на Амуре продолжают сокращаться, к чему руководство Хабаровского края относится достаточно спокойно. А полное отсутствие речных круизов на могучей реке и вовсе воспринимает как обычное явление. При этом недавно был озвучен новый курс на реорганизацию речного пассажирского транспорта: приобретение и эксплуатация электрических судов. И главный довод при этом – их экологичность.

Конечно же, суда на аккумуляторных батареях впечатляют, но для их работы в Хабаровском крае, считают специалисты, необходима серьезная инфраструктура, которая оценивается примерно в 1,5 млрд рублей. Но одномоментно инвестиции сейчас требуются и на многие другие речные объекты региона. И в первую очередь, это главные амурские порты - Хабаровск, Амурск, Комсомольск, Николаевск, а также пристани в Троицком, Нижних Халбах, Богородском с их временными причальными сооружениями – дебаркадерами. Необходима капитальная модернизация и хабаровскому речному вокзалу, здание которого было построенное более века назад, причем не для пассажиров, а для рыболовецких судов.

В настоящее время на Амуре идет очередной аномальный паводок. Уровень воды у Хабаровска 5 июля был равен почти 4 метра — за сутки он поднялся на 15 см. Отрезанными оказались дороги в ряде населённых пунктов. Специалисты утверждают, что своего пика паводок в Хабаровске достигнет 7-8 июля, вода в Амуре может подняться до 5-5,5 метров. В Комсомольске-на-Амуре пик прогнозируется на 14-16 июля. И тут вроде бы не до круизов и даже не до речных перевозок пассажиров. Но в любом случае, большая вода уйдет, а проблемы, тоже не малые, останутся.

 

Иван Коблов

Amur cru 2 721