Крупнейший круизный оператор страны «ВодоходЪ» за предстоящий сезон собирается обслужить 102 тыс. пассажиров. Что на 10% больше, чем в прошлом году (92 тыс. человек), сообщил на пресс-конференции, приуроченной к открытию навигации-2022, генеральный директор судоходной компании Ришат Багаутдинов.
Всего в нынешнем году «ВодоходЪ» отправит на водные пути 19 круизных лайнеров из 26 находящихся в его ведении. Это на два теплохода больше, чем в навигации прошлого года. «Весь флот мы ввести не можем, потому что часть его была ориентирована на иностранных туристов», - объяснил глава компании.
К тому же, по его словам, россияне зачастую просто не представляют что такое современные речные круизы, поэтому доля туристов в России, приобретающих этот вид отдыха, составляет не более 5%. Многие люди, по его словам, вообще плохо осведомлены об этом турпродукте. Они не знают, к примеру, что в стоимость путевки включается не только проживание на теплоходе, но и трехразовое питание, экскурсии, бортовая анимация.
Впрочем, определенные положительные изменения уже начались, что происходит благодаря, в первую очередь, туристическому кешбэку, введенному правительством РФ с подачи Ростуризма. Так, на май и в первой половине июня спрос на речные круизы по сравнению с прошлым годом возрос на 25-30%. Однако, последующей период навигации госпрограммой не охвачен, и там вопрос загрузки судов по-прежнему остается весьма актуальным.
Что касается тарифов на круизы текущего сезона, то они подросли в среднем лишь на 3,5% по сравнению с прошлым годом. И это несмотря на заметное увеличение затрат организаторов речных путешествий, сообщил гендиректор компании «ВодоходЪ». Прежде всего, это касается таких позиций, как комплектующие, расходные материалы, продовольствие, экскурсии и ряда других.
При этом рост цен зависит от времени проведения водного тура, его маршрута, уровня размещения клиента на теплоходе. Где-то стоимость вообще не повышалась, а где-то выросла на 5-10%. Трудодень на реке зависит также от категории судна и региона его плавания. В этом году он составляет от 5,8 тыс. рублей на судах бюджетного класса и до 47 тыс. рублей в сутки на пятизвездочном экспедиционном лайнере «Максим Горький», который выполняет походы по Енисею.
Заместитель генерального директора «Водохода» Илья Суховольский также рассказал о минимальных тарифах компании на речные путешествия в начавшейся навигации. Короткие круизы на судах уровня «три звезды» в компании можно приобрести от 20 тыс. рублей на человека. Тарифы на теплоходах «четыре звезды» начинаются от 30-35 тыс. рублей, а на лайнерах «пять звезд» – от 45 тыс. рублей.
В то же время, участники круизного рынка находятся в высококонкурентной среде. И сейчас отсутствуют иностранные туристы, из-за чего не весь флот введен в эксплуатацию. Поэтому за клиентов компаниям приходится активно бороться. И они понимают, что если повысить стоимость круизов пропорционально росту затрат, то можно попросту потерять часть своих пассажиров. Как сообщил Ришат Багаутдинов, снизить негативные последствия от роста расходов в нынешнем году оператор надеется за счет увеличения загрузки действующих теплоходов.
По информации компании «ВодоходЪ», 70% ее клиентов составляют возвратные туристы, а 30% покупателей круизов в рамках программы кешбэка оказались новичками. «Мы регулярно слышим от постоянных клиентов запросы на расширение географии круизов. Благодаря нашим возвратным туристам у нас каждый год появляются новинки. В этом году у «Водохода» тысяча круизов в общей сложности. Если сравнивать с прошлым годом — прирост на 300. Появляется дополнительно и более ста объектов посещения», - сообщил Ришат Багаутдинов.
Также по планам компании, в навигацию-2022 будут совершены судозаходы в новые пункты, например, в Уфу, а также в новейший речной пассажирский порт «Завидово» на Волге в Тверской области. В этом году оператор также начнет активней комбинировать речные путешествия с береговыми. И первые такие поездки на поездах и автобусах с приходом теплоходов в Волгоград и Астрахань запустят в Калмыкию, а из Перми – в Екатеринбург.
Одной из важных новинок года для компании стала круглогодичная навигация по Байкал. И на июнь намечено выполнение очередного круиза по озеру-морю на судне на воздушной подушке «Бирюса». Интересно также, что на самый дорогой енисейский круиз компании на лайнере «Максим Горький», рассчитанным на прием до 90 пассажиров, уже в мае, по словам Багаутдинова, места будут проданы на всю навигацию, которая завершится в начале октября.
Иван Коблов