В Ростов-на-Дону мы прибыли в конце апреля. И еще до того, как добрались до речного вокзала, были буквально очарованы всем увиденным вокруг. Судите сами, в Москве прохладно, ветер и дождь, а здесь вокруг тебя даже не разгар весны, а настоящее лето: ярко сияет солнце, температура за 25 градусов, везде сочная зелень, цветут каштаны… Совсем не трудно догадаться, что и осень в этих краях тоже существенно отлична от московской.
Что уже давно поняли многие любители речных круизов, которые теперь приезжают на Дон, чтобы поскорее окунуться в подзабытую за межсезонье теплую солнечную атмосферу, или же, ближе к завершению навигации, продлить для себя благодатные летние деньки. Спрос на донские круизные туры растет. Показательно, что в начавшуюся навигацию предложений и теплоходов на маршрутах здесь тоже стало заметно больше.
Вот и наш лайнер «Антон Чехов», отправлявшийся в свой второй круиз нынешнего сезона, был загружен полностью – все 145 мест были распроданы. А на другом судне – «Максиме Литвинове», выполняющим аналогичную круизную программу, число желающих побывать в водном путешествии даже превзошло его приемные возможности. Мы прошли до Волгограда и вернулись обратно в Ростов, побывав в станицах Романовская и Старочеркасская. И практически в продолжение всего круиза летняя погода добросовестно сопровождала нас.
Маршруты и круизные компании на Дону
Основные круизы по прославленному казачьему краю следующие: 3-дневный рейс «Ростов-на-Дону – Романовская – Старочеркасская – Ростов-на-Дону» и 5-дневный маршрут с проходом по Цимлянскому водохранилищу и Волго-Дону «Ростов-на-Дону – Романовская – Волгоград – Старочеркасская – Ростов-на-Дону». Более продолжительный 9-дневный тур следует до Астрахани с остановками в Романовской, Волгограде, Никольском и Старочеркасской. Все эти круизы выполняют четырехпалубные лайнеры компании «Донинтурфлот», базирующейся непосредственно в Ростове.
В нынешнем году самый первый круиз сезона, как раз по Дону, с 20 по 24 апреля, совершил теплоход «Антон Чехов». Ему на поддержку скоро вышел «Максим Литвинов», а с 13 мая по тем же направлениям отправился и «Иван Бунин». В дальнейшем теплоходы уходят на Волгу и на московско-петербургскую линию. На свои фирменные донские маршруты «Чехов» и «Бунин» вернутся осенью, а «Литвинов» выполнит круиз по Дону еще и во второй половине августа.
Регулярно заходят в Ростов-на-Дону и другие круизные операторы, начиная отсюда свои волжские, московские и петербургские путешествия различной продолжительности. Так, компания «ВодоходЪ» направит в ростовский порт теплоходы «Сергей Кучкин», «Кронштадт», «Александр Радищев». А ее флагманский лайнер в августе должен отравиться отсюда в недельные походы по Азовскому и Черному морю.
Кроме того, в Ростов-на-Дону из Волгограда придет трехпалубный теплоход «Павел Бажов» камско-волжского оператора «ВолгаWolga». Также два трехпалубника – «Александр Бенуа» и «Н.А. Некрасов», в июле и сентябре соответственно направит компания «Созвездие». Они пойдут в 11-дневные круизы до Москвы с различными остановками на маршруте.
Когда теплоход неспешно идет по Дону
Капитан круизного теплохода отвечает буквально за все, и, главное, – за безопасность пассажиров, судна и вверенной ему команды. На теплоходе «Антон Чехов», к примеру, экипаж составляет 75 человек. В свою очередь, в ведении директора ресторана находятся сотрудники кухни и официантки. Но при организации питания туристов всем им приходится ориентироваться на бортовую программу, которую на каждый круизный день составляет директор круиза. На «Чехове» эту важную должность занимает Елена Красина.
Она руководит работниками арт-салона, ресепции и развлекательной группы. В общей сложности, включая самого директора, это 13 человек, в том числе – детский аниматор, фитнес-тренер, ведущий программ, танцоры и музыканты. Их обязанности вполне понятны: сделать пребывание туристов на судне интересным и надолго запоминающимся.
На борту любого круизного теплохода обязательно предусмотрены постоянные мероприятия, которые проходят из рейса в рейс. В нашем случае это приветственный коктейль, брифинг-встреча туристов с капитаном и представителями команды, прощальный ужин, а также учебная тревога. На судах «Донинтурфлота» предусмотрены и регулярные оздоровительные мероприятия – утренняя зарядка с фитнесом, а также фито-чай и кислородный коктейль.
Насыщенность остальной развлекательной программы во время движения теплохода во многом зависит от продолжительности конкретного круиза. Организованный судовой досуг также привязан по времени и к береговым экскурсиям. Но в любом случае, туристам предлагают побывать на презентациях художественных изделий арт-салона, посетить выступление приглашенных гостей – артистов, литераторов, политологов и других интересных людей, поучаствовать в играх, викторинах, квестах. А вечером – непременный концерт, за которым тоже в обязательном порядке следует дискотека.
К тому же, на судне – в конференц-зале и по бортовому телеканалу, регулярно показывают художественные, документальные фильмы и мультфильмы. Транслируется путевая информация о реке и расположенных на ее берегах поселениях, их истории, демонстрируются видеофильмы соответствующей тематики. Что еще важно, на «Антоне Чехове» есть свой бассейн, чем на российских реках может похвастаться еще только один однотипный теплоход – «Лев Толстой».
Искусство судоходства по Дону
Эта река славится своими живописными берегами и раскинувшимися по ним казачьими станицами. В то же время, навигация по Дону, в том числе и круизная, имеет свои определенные сложности. Чему способствует извилистость русла, узкий судовой ход, а также многочисленные встречные грузовые теплоходы, следующие на Азовское или Черное море, либо обратно. Хотя последний фактор сейчас не работает, поскольку морская навигация в нынешнем году из-за событий на Украине практически отсутствует.
Также на реке много и односторонних участков движения. Соответственно, если идешь снизу, от Ростова, то, согласно судоходным правилам, необходимо пропускать следующие навстречу суда. Установленный таким образом приоритет относится ко всем теплоходам, включая и круизные, обслуживающие туристов.
Немало на Дону и сложных для прохождения речных участков. Да и навигационные глубины, считает капитан круизного лайнера «Антон Чехов» Юрий Колбин, оставляют желать лучшего. Так, осадка «Чехова» составляет 2,90 м, а у нас, в самом начале навигации, под его корпусом было 1,2-1,3 м. Осенью же этот показатель нередко сокращается до 50-60 см. Полным ходом уже не пойдешь, приходится значительно сбавлять обороты главных двигателей.
Во многом гидрологическая обстановка на Дону зависит от наполнения Цимлянского водохранилища в период весеннего паводка. Если воды оказывается недостаточно, то ее сброс минимален, как и навигационные глубины. Бывали даже сезоны, когда круизные суда осенью не могли вернуться в Ростов-на-Дону.
Ну а навигация по самому Цимлянскому водохранилищу, на свободной воде, конечно же, значительно проще. Но чтобы попасть на него, а потом и выйти, требуется пройти 15 шлюзов Волго-Донского судоходного канала (ВДСК). А их ширина не превышает 18 метров – для сравнения, ширина шлюзовых камер на самой Волге составляет 30 метров. Стоит еще добавить, что и сам ВДСК тоже достаточно узкий.
Есть у судоводителей и свои маленькие хитрости. К примеру, теплоходу «Антон Чехов» проекта Q-056 несколько легче двигаться по Дону в сравнении с другими четырехпалубными теплоходами более распространенных проектов 302 и 301. Поскольку его водоизмещение и осадка поменьше, а скорость немного больше – 24 против 21 км/ч. Поэтому «Чехову» проще сохранить расписание, которое всегда достаточно напряженное.
Казалось бы, еще проще по донским маршрутам могут ходить более легкие и более мелкосидящие трехпалубные теплоходы. Но у них имеются свои недостатки – слабые подруливающие устройства, что создает дополнительные сложности при сильном ветре, особенно в шлюзах. Зато глубина судового хода для них не настолько чувствительный показатель.
Ну и при шлюзовании круизные суда имеют преимущества перед остальными, правда, лишь в случае, когда идут по заявленному расписанию. Впрочем, все эти особенности и профессиональные тонкости круизным туристам неведомы. Команда и капитан хорошо знают свою работу, и у их гостей нередко создается полное впечатление, что лайнер движется по водной глади даже как будто сам по себе.
Игорь Горностаев