NewKompTat 2 523В целях развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом создано АО «Флот республики Татарстан», полностью принадлежащее региону. Соответствующее постановление, подписанное премьер-министром республики Алексеем Песошиным, размещено на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (РТ).

В его тексте говорится, что необходимо принять предложения республиканских министерств транспорта и земельных отношений об учреждении акционерного общества «Флот республики Татарстан» со 100-процентным участием региона в уставном капитале». В качестве оплаты уставного капитала создаваемого АО внесено 2 млрд рублей из средств бюджета РТ.

Генеральным директором компании «Флот Республики Татарстан» назначили Романа Лизалина. Именно он в 2010 году командовал теплоходом «Арабелла», который спас 79 пассажиров затонувшего судна «Булгария». Лизалин является потомственным речником и кавалером ордена Мужества. Ранее он руководил ООО «Волгататсудоремонт», а 2020 году открыл собственную ООО «Судоходная компания «Арабелла». Новый глава создающегося речного оператора всегда мечтал возродить пассажирское судоходство, в том числе и на реке Казанке, но отмечал, что без поддержки властей бизнес не вытянет проекты, срок окупаемости которых составляет десятки лет.

Пассажирскими перевозками в Татарстане сейчас занимается «Судоходная компания «Татфлот», связанная с владельцем строительной фирмы ПСО «Казань» Равилем Зиганшиным. Согласно информации на сайте «Татфлота», ему принадлежит более 85% пассажирского и грузопассажирского флота в регионе, а также Казанский речной порт, Чистопольский пассажирский порт и пристань «Тетюши».

NewKompTat 5 523При этом по сообщению информагентств Татарстана, в дальнейшем «Татфлот» передаст имущество созданному АО «Флот Республики Татарстан». Как заявил  Роман Лизалин, это произойдет в сентябре-октябре нынешнего года. А работу «Флот РТ» начнет уже летом. В ближайшее время Зеленодольский судостроительный завод должен передать компании два новых «Метеора-2020» и судно проекта А-217. «Новые суда мы ориентируем на внутренний туристический бизнес. Будем пытаться обкатать их сначала в Татарстане, чтобы на будущий год уже можно было ставить на другие линии», — рассказал руководитель компании

Как считают эксперты, пассажирские перевозки по воде не часто доверяют государственным структурам. Обычно в России этим занимаются частные судоходные компании. Однако, с другой стороны, положение у многих частников незавидное. Тот же «Татфлот» периодически с 2005 года банкротят, и у него до сих пор регулярно возникают финансовые проблемы. Тем не менее, эта компания в настоящее время курирует большинство пассажирских и туристических маршрутов в Казани.

В данном случае логика создания новой госкомпании в Татарстане, по мнению ряда участников рынка, состоит в том, что обслуживание пассажиров, как правило, убыточно и требует субсидирования. Кроме того, частным фирмам сложно находить деньги на обновление флота. А сейчас в республике разработан план по строительству 27 пассажирских судов к 2030 году. На их покупку собираются выделить 18 млрд рублей. Благодаря чему в региональном Госкомитете по туризму к 2024 году хотят увеличить количество перевезенных по Волге туристов до 500 тыс. человек, а к 2030-му — до 2 млн. Напомним, в 2022 году туристические речные перевозки в РТ выросли в 1,6 раза, составив 293 тыс. человек.

 

Иван Коблов