Поздним вечером 26 мая пассажирский пароход, ветеран речного пассажирского флота «Н.В. Гоголь» прибыл в порт Архангельска и ошвартовался у причала морского-речного вокзала. За последние годы он стал визитной карточкой города и своего рода памятником паровому флоту. Но в отличие от других музейных судов, пароход не встал на вечный прикол у причала, а продолжает выполнять свои прямые обязанности. В настоящее время он единственный в России действующий пароход-колесник.
С осени прошлого года «Н.В. Гоголь» находился в Северодвинске, у причала Центра судоремонта «Звездочка». За время стоянки северодвинские корабелы и экипаж парохода провели все необходимые ремонтные работы, чтобы в очередную 112-ю навигацию 2023 года «Н.В. Гоголь» вспоминал о своем возрасте только в приветственных речах и поздравлениях гостей.
В минувшие выходные пароход принял на борт первых пассажиров и приступил к традиционным прогулкам по Северной Двине. Как и раньше в летний сезон «Н.В. Гоголь» будет работать в выходные и праздничные дни, совершая двухчасовое плавание вдоль набережных центра Архангельска, от Соломбалы до острова Краснофлотский. Организаторы рейсов планируют и более длительные поездки: до селения Орлецы, что в ста километрах от устья реки, или чуть ближе, до знаменитой деревни-музея «Малые Корелы».
Напомним, пароход «Н.В. Гоголь» был заложен в 1910 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде (в настоящее время «Красное Сормово»), его заказчиком выступало Северное пароходное общество. В следующем 1911 году он открыл свою первую навигацию на водной линии Вологда – Архангельск. Во время Великой Отечественной войны «Н.В. Гоголь» выполнял функции госпитального судна. А все послевоенные годы пароход возил пассажиров по линии Архангельск — Котлас.
Еще в начале 70-х руководство Центра судоремонта «3вездочка», которому сегодня принадлежит «Н.В. Гоголь», приняло решение сохранить, отремонтировать и вести в эксплуатацию судно. Было решено также модернизировать его: установить новое оборудование электрообеспечения и радиосвязи, обновить бортовые системы. После чего пароход начал работать как прогулочное судно, в основном для работников «Звездочки».
Большая реконструкция была проведена и зимой 1995 года. «Н. В. Гоголь» был поставлен на капитальный ремонт: северодвинские корабелы перебрали все его механизмы, полностью поменяли интерьер кают и других помещений. И при этом в неприкосновенности сохранили паровую машину, которая была изготовлена в далеком 1911 году в Сормово.
Вот уже четверть века каждую летнюю навигацию пароход выполняет ставшую привычной для жителей и гостей Архангельска работу – прогулочные рейсы по акватории порта. За эти годы пароход прошел более 1 млн речных миль (более 1 852 тыс. км), а также перевез свыше миллиона пассажиров. Кроме того, судно-ветеран отправляется и в круизные походы. Его рейсы продолжительностью 3-4 дня следуют обычно из Архангельска в Брин-Наволок и обратно, с посещением Антониево-Сийского монастыря, поселка Холмогоры и деревни Ломоносово.
Однако в нынешнем году, как сообщили в туроператорской компании «Помор-Тур», фрахтующей судно, круизов на колесном теплоходе по Северной Двине не будет. Причина – судовладелец резко поднял аренду, и организовывать многодневные путешествия, при которых 3-дневный тур на одного человека стоит 80-100 тыс. рублей, архангельский оператор просто не рискнул. В то же время, на следующую навигацию 2024 года круизы на «Н. В. Гоголе» планируются, причем их продажа начнется уже в самое ближайшее время.
Игорь Горностаев