Глубокая модернизация и новое строительство на объектах Городецкого и Багаевского гидроузелов, находящихся в Нижегородской и Ростовской областях страны, имеют важнейшее значение не только для этих регионов, но и для всей России. Регулярные обмеления в этих местах Волги и Дона серьезно затрудняют судоходство по ним, а в иные годы отсутствие необходимых навигационных глубин даже полностью парализует сквозное движение. Радикальным образом изменить сложившуюся ситуацию и призваны два крупных инфраструктурных проекта, работа над реализацией которых продолжается.
Одобрена дальнейшая реконструкция Городецкого гидроузла
ФКУ «Главгосэкспертиза» в конце прошлого месяца выдала положительное заключение по второму этапу проекта работ на судоходных шлюзах №15 и 16 Городецкого гидроузла. Их реконструкция и создание судоходного канала от Городца до Нижнего Новгорода обеспечат безопасное и бесперебойное судоходство по Волге, создадут оптимальные условия функционирования Единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части страны, и устранят потери провозной способности флота.
Проектной документацией, одобренной Главгосэкспертизой России, предусмотрено строительство камеры шлюза 15А, здания механизмов, насосной и компрессорной станций, поста судопропускника и других сооружений, необходимых для поддержания деятельности объекта. Протяженность судоходного канала от Городца до Нижнего Новгорода составит 1481 метр, а ширина – 132,7 метра. Он рассчитан на прием, в том числе, всех пассажирских и круизных теплоходов бассейна.
Габариты шлюзов №15 и 16 равны 279 метрам в длину и 29 метрам в ширину. Они характерны для Волги и Камы, где камеры рассчитаны на пропуск большегрузных составов. Объект входит в число 20 крупнейших инфраструктурных проектов, которые будут реализованы за счёт средств федерального бюджета. Его официальным заказчиком выступает ФКУ «Ространсмодернизация».
Модернизация судоходных шлюзов Городецкого гидроузла призвана обеспечить гарантированную глубину 4,0 метра для судоходства между Нижним Новгородом и Городцом. Тем самым должен быть ликвидирован наиболее проблемный лимитирующий судоходство участок водных путей на всей Единой глубоководной системе европейской части страны.
В прошедшем июне Минтранс РФ сообщил, что реконструкция Городецкого гидроузла завершится в 2026 году. Однако в начале августа на совещании по речному транспорту президент России Владимир Путин поручил правительству РФ принять дополнительные меры, чтобы проект был сдан в оговоренные прежде сроки – к весне 2025 года. Полная стоимость реконструкции Городецких шлюзов составит 21,7 млрд рублей.
Основной этап работ на Багаевском гидроузле
В Ростовской области в рамках строительства Багаевского гидроузла ведутся работы как на острове Арпачинском, где будет расположен судоходный шлюз с центральным пунктом управления, так и в котловане под водосбросную плотину, сообщает пресс-служба ФКУ «Ространмодернизации». Кроме этого, активно проводится устройство верхнего и нижнего подходных каналов с причально-направляющими сооружениями на участках верхнего и нижнего бьефа, и рыбоходно-нерестового комплекса.
По словам заместителя генерального директора ФКУ «Ространсмодернизация» Дениса Ахаева, сейчас идет основной этап строительства гидроузла. «Реализуются ключевые технические решения основных конструктивов в створе сооружения, – пояснил он. Учитывая важность объекта для улучшения условий работы водохозяйственного комплекса региона, надежности и безопасности судоходства флота, строительно-монтажные работы ведутся в круглосуточном режиме».
Также продолжается устройство причально-направляющих сооружений шлюза. В котловане идет водопонижение и выемкой грунта. В нынешнем месяце планируется начать заливку бетонной смесью первых секций водосбросной плотины. Также в сентябре заканчивается заливка вертикальных стен головного регулятора рыбоходно-нерестового канала.
Для обеспечения безопасного прохождения судов в районе гидроузла, продолжаются работы в его верхнем и нижнем бьефах по устройству направляющих сооружений. В целях обеспечения гарантированных габаритов пути – глубина 4 м и ширина 80 м, на участке от Кочетовской до Багаевской плотины предусмотрены дноуглубительные работы и спрямление русла реки.
Строительство Багаевского гидроузла на острове Арпачин на Дону началось еще в апреле 2018 года. При этом, как и в Городце, не раз сообщалось о переносе сроков его завершения. В настоящее время сдача объекта намечена на конец 2025 года. Стоимость реализации объекта составляет 35,8 млрд рублей.
Игорь Горностаев