Пассажирские перевозки по внутренним водным путям (ВВП) России в 2023 году показывают заметный рост. Об этом в ходе заседания Коллегии и Общественного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот) сообщил заместитель руководителя Константин Анисимов. Мероприятие прошло в конце прошлой неделе в здании ведомства.
По данным Росморречфлота, в нынешнем году количество пассажиров, перевезенных речным транспортом, выросло на 17,6% — до 10,7 млн человек. В Амурском бассейне рост составил 130%, в Волжском — 37,9%, Московском — 26,1%, Волго-Балтийском — 22,8%, Камском — 16,4%. В прошедшую навигацию работало 85 круизных судов вместимостью от 90 до 330 человек, количество их туристов по итогам года «может превысить 400 тыс. человек». Общий прогноз ведомства по поводу пассажирских перевозок в 2024 году составляет 14,7 млн человек, или рост на 37%. Объем речных перевозок пассажиров в прошлом 2022 году, для сравнения, составил 9,1 млн человек.
По словам Константина Анисимова, дальнейшему росту пассажиропотока будет способствовать развитие межрегиональных проектов, включая «Речные магистрали», с использованием судов на подводных крыльях - сейчас эта программа находится в стадии разработки. Кроме того, на 2024-2026 годы уточняются параметры внутренних водных путей: протяженность, категории средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов, с учетом интенсивности судоходства.
Положительную динамику также обеспечит проект развития озера Байкал. Он подразумевает строительство нескольких судов, и в частности, двух гибридных проекта «Байкал» от компании «ВодоходЪ», которые планируется запустить в 2026 году. А также трех судов Восточно-Сибирского речного пароходства, входящего в состав группы компаний «Истлэнд» - два катамарана проекта НSC150B, завершение их строительства ожидается в 2024 году, и круизное судно проекта RPV8714 – в 2026 году.
С учетом оптимизации затрат с 2024 года запланировано содержание 97 тыс. км внутренних водных путей, из них опорная сеть составит 45.3 тыс. км. При этом одновременно в следующем году предусматривается устранить лимитирующие для судоходства условия на 582 км, в том числе:
- на 41,3 км на озере Ильмень и реке Ловать с повышением категории и увеличением гарантированной глубины до 2,3 м для обеспечения регулярных пассажирских перевозок;
- на 537 км реки Енисей от Красноярска до Подкаменной Тунгуски с увеличением гарантированной глубины до 3,0 м.
Грузоперевозки на ВВП за нынешний год сократились на 6,4%, составив 108,8 млн т. Это связано с низкой водностью, переходом лесных грузов на автомобильные и железнодорожные дороги в ряде бассейнов. Кроме того, в Москве был закрыт Северный речной порт, переваливающий значительный объем щебня. В настоящее время обсуждается создание двух новых грузовых терминалов в Московской области.
Подготовил Сергей Кузнецов







