Многие участники рынка речных круизов уже успели подзабыть, но еще в начале июня отмечалось значительное обмеление реки Оки. Даже ставился вопрос о том, смогут ли на ней сохраниться глубины для продолжения пассажирской и круизной навигации. Обмеление также наблюдалось и на Волге, на традиционно проблемном участке Городецких шлюзов. И для прохождения судов в определенный период здесь как обычно вновь ввели довольно жесткие попуски воды с Рыбинского водохранилища.
Сейчас проблем с водность на российских реках не возникает. И прежде всего потому, что в июне пролилось более 200% от месячной нормы осадков в европейской части России. Даже последующая затем трехнедельная июльская жара в центральном регионе страны не изменила ситуацию Так что, в настоящее время судоходные глубины на Оке вполне достаточные, и даже на Рыбинском водохранилище примерно на 15-18 см вырос уровень воды. Что позволяет и на Городецком шлюзе держать несколько более продолжительные попуски для прохода круизных судов, которые там по-прежнему сохраняются.
А главное, отмечают участники рынка, навигация идет планово и на Оке и на Волге, весь пассажирский флот работает по графику. И до начала августа, считают специалисты Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), такая ситуация должна сохраниться в неизменном виде. А дальнейшие планы можно будет строить, уже исходя из прогнозов водности. Однако, по мнению экспертов, и в последний месяц лета каких-либо осложнений, связанных с мелководностью, вряд ли стоит ожидать. К такому выводу можно прейти на основании графика многолетних наблюдений, который в ведомстве составили еще в прошлом году.
С другой стороны, река Ока находится практически в свободном течении ниже Рязани, а значит, сильно зависима от погодных явлений. И ее гарантированные глубины – 1 м 70 см, во многом поддерживаются за счет паводка и последующих сезонных осадков. И если долгое время не будет, к примеру, обильных дождей, то речным властям, контролирующим внутренние водные пути, приходится вводить разного рода ограничения. Пока же, как сообщили в Росморречфлоте, таких опасений нет. Впрочем, никаких гарантий по срокам нынешней благоприятной ситуации в Агентстве тоже дать не могут. Кстати, в прошлом году глубины на этой во многом непредсказуемой реке были пусть и с трудом, но тем не менее выдержаны в течение всего судоходного сезона.
Что же касается сентября, то этот месяц в России традиционно богат на осадки. Таким образом, до конца навигации вопрос водности вряд ли встанет перед круизной отраслью. Другое дело, что в настоящее время идут строительные работы на шлюзе в Городце, из-за чего несколько сокращено количество проходящего через него флота по сравнению с предыдущими годами. Вызвано это тем, напомним, что одна шлюзовая камера из двух прежде действующих сейчас закрыта. При этом ремонтные работы на ней, согласно графику, должны завершиться лишь в конце следующего года.
Игорь Горностаев