
В справочной литературе можно прочитать, что Нижняя Волга начинается с места впадения Камы, а заканчивается у Каспийского моря. В то же время, многие любители речных путешествий твердо уверены, что и последующие участки за устьем Камы – всё это еще Средняя Волга. А вот «настоящая» Нижняя Волга начинается после Волгограда и идет вплоть до Астрахани и далее, до знаменитой волжской дельты в Прикаспии. Как бы то ни было, но именно водный маршрут, соединяющий город-герой Волгоград с Астраханью – «самым теплым» городом страны, справедливо ассоциируется у наших круизёров с главной водной дорогой, ведущей «на самый низ» Волги.
Круизы до Астрахани достаточно востребованы у наших туристов. Поэтому речные туры сюда регулярно организовывают ведущие российские круизные операторы, да и не только они, из всех практически крупных прибрежных пунктов. Не является исключением и камско-волжская круизная компания «ВолгаWolga», крупнейшая в Перми, в ведении которой теперь находятся семь единиц флота.
Чаще других теплоходов этого оператора на астраханском направлении можно увидеть трехпалубное судно «Александр Невский», базирующееся в порту Волгограда. Четырехпалубный «Владимир Маяковский» по «самому нижнему» круизному маршруту выполняет за сезон до 5 круизов – и все во второй половине навигации, летом и осенью. Примерно то же самое можно сказать и о трехпалубнике «Павел Бажов», правда, он прибывает в Астрахань в течение всего сезона. А вот однотипный с ним «Михаил Кутузов» достаточно редко появляется в волжском низовье.
Спускаемся в самый низ Волги
Компания «ВолгаWolga» хотя и базируется в Перми, на Каме, но посадки пассажиров проводит не только в пермском речном порту, но и в отдельных городах Поволжья. Так что, на борту ее трехпалубного теплохода «Павел Бажов», который в конце мая вышел из Волгограда и взял курс на Астрахань, были представлены путешественники из многих регионов страны. Причем, жителей Перми из 211 круизных туристов оказалось даже меньше половины от общего состава. Поэтому мы решили воспользоваться случаем, и расспросить произвольный ряд пассажиров о том, чем привлекло их речное путешествие по южному направлению.
Ответы оказались вполне ожидаемыми. Поездки на юг - это всегда много солнца и тепла, можно погреться и позагорать, а что еще немаловажно, переодеться в легкую одежду. Далее, юг вообще и Астрахань в частности непременно подразумевают фрукты и рыбу. Некоторые романтически настроенные путешественники упоминули также бархатное звездное небо, которое не увидишь в других широтах.
Ну, возможно, о теплых, даже жарких днях сейчас, в разгар лета, говорить не особо актуально. Тем не менее, вы вспомните далеко не летнюю погоду прошедшего июня. Да и в предстоящем сентябре вряд ли стоит ожидать рекордной июльской жары.
А вот что рассказала нам директор круиза теплохода «Павел Бажов» Марина Устинова: «Я давно приметила, что когда мы следуем на север, то на борту подбираются более степенные люди, настроенные на спокойный отдых. Иная картина наблюдается на южных рейсах: туристы уже совсем другие, настроенные на веселье, праздник, горят желанием побольше позагорать. Да и аудитория на направлении становится более молодежной, включая и семейные пары с детьми. И что еще важно, всё больше путешественников возвращается на понравившийся им южный маршрут».
В Астрахани компания «ВолгаWolga» предлагает туристам свой фирменный турпродукт: поездку с ночевкой в дельту Волги – самую большую речную дельту Европы. Он будет интересен всем путешественникам, но особенно тем, кто уже успел побывать в самом городе, но не осмотрел его окрестности. Итак, теплоход прибывает в порт, и часть его пассажиров на автобусе отправляются на туристическую базу, находящуюся среди многочисленных водных рукавов, на которые делится великая русская река при впадении в Каспий. Туристы по прибытии размещаются в комфортабельных домиках, и здесь же их ждет познавательная и весьма увлекательная лодочная прогулка.
Во время неспешного речного похода можно увидеть целые поля знаменитых лотосов, для чего надо оказаться в дельте с середины июля и вплоть почти что до конца сентября. При этом весь сезон перед взорами путешественников предстает красивейшая природа многочисленных островов и островков в безбрежном царстве воды, а также населяющий их богатый пернатый мир этого в чем-то необычного места. Желающие также смогут заняться здесь рыбалкой. На следующий день туристы автобусом переезжают в село Никольское, куда к тому времени прибывает их теплоход.Заметный минус астраханской водной трассы – отсутствие оборудованных стоянок. Наверняка эта проблема со временем непременно будет решена, но пока что окружающими природными красотами пассажиры любуются лишь с борта судна. Сейчас круизные теплоходы на «самом нижнем» маршруте заходят лишь в село Никольское, славящееся своим рыбным рынком, который, как отмечают знатоки, интересней и содержательней даже астраханского. Есть здесь и свой небольшой храм. А вот пляж, к сожалению, отсутствует.
А теперь слово капитану
Давайте посмотрим на водный участок Волгоград – Астрахань с другой стороны, глазами опытных судоводителей. Насколько он приемлем для судоходства нам рассказал капитан теплохода «Павел Бажов» Николай Скорынин. Экипаж судна Николай Федорович возглавляет с 2022 года. А до того работал капитаном на других круизных судах – трехпалубном «Хирурге Разумовском» и четырехпалубном «Владимире Маяковском». В настоящее время капитану Скорынину подчинен экипаж почти в 70 человек, куда входят 34 человека команды, а также работники ресторана и сотрудники туристической группы.
В начале навигации, в мае, судно, следующее в астраханский порт, идет по так называемой «большой воде», когда после весеннего половодья под его днищем глубина составляет как минимум 4 метра. Пока что в сутках больше темного времени, да и речная навигационная обстановка еще не вся стоит на местах. Тем не менее, это не самый сложный период для управления теплоходом. Да и сама Волга в своем низовье не представляет серьезных проблем речникам, в отличие, скажем, от Шексны или Дона, где проходы заметно уже, поворотов больше, а ветра – постоянные гости.
Тем не менее, и здесь не дают расслабиться многочисленные свальные течения. К тому же, некоторые теплоходы по-прежнему ходят без системы автоматической информации судна (АИС), что заставляет речников оценивать обстановку визуально, не надеясь только на приборы. Так что, на отдельных и достаточно продолжительных участках «настоящей» Нижней Волги, капитан если сам не стоит в рубке, то в любом случае контролирует движение судна.
В летний период и вплоть до осени глубины и в волжском низовье становятся всё меньше, так что сложность прохождения для теплоходов только возрастает. Судоводителям приходится быть еще более бдительными. Осадка «Павла Бажова», для справки, 2,6 метра, и этого вполне хватает в течение всего сезона. Да и водные путейцы не прекращают работу, регулярно оптимизируя обстановку. Так, если в самом начале навигации на трех продолжительных участках в низовье реки обгон был запрещен, что, конечно же, сдерживало скорость хода, то в дальнейшем судам разрешили расхождение и на них.И в завершении нашей темы хочется обратиться к недавней истории пассажирского судоходства. В советское время, и вплоть до 1991 года, успешно работала регулярная транспортно-пассажирская линия Пермь – Астрахань, которую обслуживали четыре двухпалубных дизель-электрохода. Пользовалась она довольно высоким спросом. На борту судов можно было встретить туристов не только с Поволжья и Прикамья, но также и из других регионов страны, от Москвы до Урала.
И ещё: активно функционировала прежде и другая транспортно-пассажирская водная линия Москва – Астрахань, самая продолжительная после аналогичного маршрута Москва – Ростов-на-Дону. Ростовское направление не сохранилось, а вот астраханское по-прежнему обслуживается всё теми же трехпалубными теплоходами. Только теперь эта линия стала чисто круизным направлением.
Игорь Горностаев


















