
Круизная навигация в двух столицах
Накануне речной навигации прошлого года ожидания на предстоящий круизный сезон были самые, что ни на есть оптимистичные. Что и понятно, ведь за год до того отрасль речных круизов вновь начала наращивать объемы продаж водных путешествий. Все говорило за то, что и предстоящее лето гарантирует туроператорам и судовладельцам дальнейший подъем и развитие. Однако, вопреки всем надеждам и прогнозам, круизная навигация 2014 года оказалась крайне сложной, и как никогда тяжелой. Причиной чему, в первую очередь, стало обмеление Волги в районе нижегородских Городецких шлюзов, из-за чего великая русская река практически разделилась на две самостоятельные части. Кроме того, серьезный негатив в работу рынка внесло и банкротство ряда речных компаний.
Что касается финансовых показателей работы, которые зафиксировали в прошлом году действующие операторы, то у всех они оказались достаточно разными, зависящими от того, каким флотом перевозчик располагал. Причем, убытки, по крайней мере, значительные, получили далеко не все компании. Ведь не смотря на все неприятности, речникам существенно помогла погода: лето выдалось жарким и сухим, что, конечно же, способствовало повышенному спросу на речные путешествия. И как с грустью отмечают сами участники рынка, если б не внезапно свалившиеся напасти, то прошедший сезон, без преувеличения, оказался бы вообще образцово-показательным.
Но такого, увы, не произошло, случилось обратное. К тому же, отмечен и еще один неприятный момент, связанный, опять же с катаклизмами, но не природными, а политическими. Речь идет, конечно же, о событиях на Украине, из-за которых зарубежные партнеры российских судовладельцев значительно сократить загрузку их судов, обслуживающих иностранцев. Коснулось это, главным образом, трех крупнейших речных операторов въездного туризма: «Водохода», «Мостурфлота» и «Ортодокса». Тем не менее, падение спроса, хотя и было заметно, но все заявленные круизные суда отработали планируемые сроки. Однако в нынешнем году отказ иностранцев от российских круизов оказался уже гораздо более масштабным. Результат – значительную часть своих лайнеров, обслуживающих туристов из-за рубежа, «Ортодокс» ставит на прикол, а «Водоход» и «Мостурфлот» частично переводят на отечественный рынок. Что, конечно же, существенно меняет на нем сложившуюся за последние годы расстановку сил.
Ну а для российского потребителя появление дополнительных лайнеров, конечно же, явная удача. Подтверждением чему служит заметно возросший спрос на речные путешествия, в том числе и на высококомфортабельных теплоходах. В частности, многим должностным лицам, как известно, теперь запрещен выезд за границу, и для них они стали вполне достойной заменой. Что же касается объема речных продаж, то по оценкам самих операторов, в зависимости от уровня судна, его маршрута и сезона, он возрос, в сравнении с прошлым годом, на 15-30%. Такова оценка ряда ведущих московский туроператоров. В Петербурге же об уровне круизной реализации говорят более сдержано, называя 5-10%. Впрочем, в обеих столицах надеются, что положительная динамика не только сохранится в дальнейшем, но и, вполне возможно, еще «выстрелит» ближе к началу навигации.
К тому же теперь, когда турбинес делают основную ставку на россиян, заметное увеличение интереса к речному турпродукту наблюдается также и в среде туристических агентств. Договора на реализацию круизов с речниками подписали, в том числе, и ряд крупных туроператорских компаний, располагающих собственными агентскими сетями. А вот со стороны корпорантов отмечается обратное явление – число заказных рейсов на теплоходах заметно уменьшилось. Корпоративные бюджеты в этом году, похоже, значительно секвестированы.
И еще один немаловажный вопрос: какова величина тарифов на речные туры в приближающейся навигации? Они поднялись, но не так значительно - на 10%, реже 15% по сравнению с расценками прошлого года. Произошло это, в свою очередь, из-за роста, а главное, ожидания возможного роста цен на топливо и продукты. При этом новые речные тарифы оказались ниже, чем на выездные туры, включая и такие массовые направления, как Турция, Египет, а тем более европейские маршруты. Что, кстати, наблюдается впервые за довольно продолжительное время.
В связи с чем, отмечают многие участники рынка, внешние факторы в преддверии открытия навигации-2015 - едва ли не самые удачные за последние годы для роста популярности и востребованности речных круизов в России. Падение курса рубля, ограничения на выезд за границу для некоторых категорий граждан, ожидание дальнейших санкционных запретов - все это вместе взятое так или иначе ведет к существенному увеличению спроса россиян на отдых внутри своей страны. При этом инфраструктура внутренних речных круизов за последние годы достигла довольно значительного уровня, и готова предложить интересный, надежный и качественный отдых любому поребителю.
Стоит упомянуть и еще одно важное для индустрии речных круизов событие. В прошлом году ведущие участники этого рынка - «ВодоходЪ», «Мостурфлот» и «Инфофлот», объединились в свою профессиональную организацию «Речной Альянс». С его участников мы и начинаем рассказ о тех компаниях, что сейчас активно готовятся к предстоящей круизной навигации на реках, озерах и каналах нашей страны.
«ВодоходЪ»
Круизной компании «ВодоходЪ» - крупнейшему в Европе оператору речных путешествий, в непростом прошлом сезоне выпали наиболее серьезные испытания. Ведь она является одновременно и крупнейшим владельцем четырехпалубного флота, имеющим наибольшую осадку среди круизных судов. Что и стало причиной всех прошлогодних бед компании в условиях обмеления Волги. Тем не менее, как нам сказал коммерческий директор «Водохода» Андрей Смолин, компания потеряли не так-то много клиентов, а в самых тяжелых условиях, по его словам, удалось удержать достаточно высокий уровень загрузки круизного флота. Что еще важно, ни один теплоход не ушел в затон раньше запланированного срока. В прошлом сезоне на лайнерах компании побывало около 97 тыс. туристов, хотя планировалось на 8% больше. Причем, основные потери пришлись на иностранную линию.
В нынешнем году «ВодоходЪ» подготовил немало изменений. И наибольшие перемены при этом ожидаются в Москве, где флотилия «Водохода» возрастает с 4 прошлогодних до 8 нынешних единиц. С иностранного рынка в столицу придут лайнеры проекта Q-040: «Максим Горький» и «Александр Пушкин». Сохранятся на московских линиях «Александр Радищев» и «Нижний Новгород» (оба 301 проекта). К ним прибавится теплоход 302 проекта «Константин Симонов», прежде также обслуживающий туристов из-за рубежа. Он будет выполнять односторонние круизы между двумя столицами. Продолжит осуществлять межстоличные круизы и «Феликс Дзержинский», судно проекта 92-016.
А на зарубежном рынке у «Водохода» в этом сезоне будут работать лишь 8 лайнеров. Причем, оператор, по словам Андрея Смолина, собирается отказаться от практики смешанных рейсов, так что, так называемых дозагрузок и допосадок россиян, скорее всего, не будет.
"Мостурфлот"
Для круизной компании «Мостурфлот», находящейся в ведении Московского речного пароходства, прошлогодняя навигация сложилась достаточно успешно. Так, средняя загрузка ее российских теплоходов отмечена в районе рекордных 90-95%. В то же время, число туристов компании на зарубежном рынке год назад сократилось примерно на 15%. Но и здесь, практически все места, нереализованные за рубежом, приобрели наши путешественники. Правда, в нынешнем году иностранные круизные объемы компании сократились уже почти вдвое, что, конечно же, весьма ощутимая потеря. Тем не менее, как заявил нашему корреспонденту генеральный директор МРП Константин Анисимов, «есть все основания полагать, что 2015 год сложится для «Мостурфлота» еще более удачно, чем прошлый».
Теперь основной упор в работе компания делает на отечественный потребительский рынок. И в нынешнем году россияне впервые выполнят серию круизов на шикарных пятизвездочных лайнерах «Мостурфлота» - «Александре Грине» (проект PV08) и «Княжне Виктории» (проект 301), прежде обслуживающих только иностранных туристов. Навигацию-2015 VIP-суда начинают в мае с походов по Волге, а потом переходят на привычную для них линию Москва – Санкт-Петербург. Причем, «Виктория» с открытия сезона и до июля будит возить русских, а потом американцев, «Грин» же, наоборот – до конца июля ходит под австралийцами, а дальше, до конца сезона, обслуживает наших сограждан.
Кроме того, на российский рынок с иностранного «Мостурфлота» переводит теплоход «Илья Репин» (проект Q-040) и тоже частично «Сергей Есенин» (проект Q-065). Обслуживать немногочисленных в этом году иностранцев продолжат суда «Андрей Рублев» (проект 301), «Леонид Красин» (проект 302) и опять же «Есенин».
И уже традиционно возить россиян будут теплоходы компании «Михаил Булгаков», «Николай Карамзин» (оба - проект 301), «И.А. Крылов» (проект 588) и «Сергей Образцов» (проект 305). При этом четырехпалубные «Булгаков» и «Карамзин» продолжат ходить по Волге, а последний к тому же неоднократно выйдет и на линию Москва – Санкт-Петербург – Москва. По этой же трассе, а также по Беломорско-Балтийскому каналу до Сосновца (Соловецкие острова) пойдет и трехпалубник «Крылов». В самые разнообразные волжские походы отправится из столицы «Образцов». При этом его главной тематической направленностью по-прежнему остается кукольный театр. Кстати, партнером «Мостурфлота» в этом году также стал и МХТ имени Чехова, он будет сотрудничать с «Михаилом Булгаковым». Причем, на этом же теплоходе уже не первый год работает и театр «КомедиантЪ». И еще одна важная новость: как нам сообщила заместитель директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова, с нынешней навигации эти круизные суда начинают работу в режиме пансионатов. Для пассажиров на их борту теперь будут проводиться оздоровительные и профилактические процедуры.
«Инфофлот»
Оператор круизных туров «Инфофлот» уверенно занимать на российском рынке водных путешествий одну из лидирующих позиций, наравне со своими коллегами по объединению, крупными судовладельцами «Водоходом» и «Мостурфлотом». В настоящее время «Инфофлот» оперирует несколькими модернизированными теплоходами средней вместимости. При этом уже традиционно, с 2009 года, компания последней завершает круизную навигацию, оставаясь единственной, кто продолжает работать и в ноябре. В непростом прошлом сезоне загрузка теплоходов «Инфофлот», сообщили в компании, даже возросла по сравнению с предыдущей навигацией на 15-20%.
Текущая же реализации круизов, которую «Инфофлот», как обычно, открыл еще в августе, отмечена, по словам директора по продажам и маркетингу компании Андрея Михайловского, ростом на 10-15%. Вниманию туристов компания вновь представляет свои фирменные лайнеры: трехпалубные «Н.А. Некрасов» (проект 26-37) и «Александр Бенуа» (проект 26-37), «Карл Маркс» (проект 588), «Солнечный город» (проект 588) и двухпалубный «Василий Чапаев» (проект 305). В нынешнем году теплоходов у «Инфофлота» не стало больше. Задачи постоянно наращивать количество собственного флота у компании нет, заявляет Андрей Михайловский. Приоритет, по его словам, делается на оптимизацию действующих судов и предоставление услуг безупречного качества.
При этом «А.Бенуа» и «Н.А. Некрасов» выполнят из Москвы волжские походы, с заходами на Каму, Шексну, Дон и другие реки. Продолжительность их туров самая разная: от 3-4 до 20-22 суток. Еще один трехпалубник компании «Карл Маркс» вновь представлен сразу на двух круизных рынках – московском и петербургском. А небольшое судно «Василий Чапаев» продолжит работать в Москве. И вновь побывает не только на самой Волге, но и в Рыбинском водохранилище, а также на Оке. Но главный конек «Чапаева» - Вятка, по которой теплоход в этом году, впервые в истории пассажирского судоходства, собирается дойти в начале сезона - по «большой воде», до Кирова. Продолжатся путешествия и на «Солнечном городе» - самом креативном теплоходе компании. Его круизы до Астрахани, Ростова-на-Дону, Соловков и более короткие туры начинаются и заканчиваются в Москве, а также в Самаре и Петербурге.
Кроме того, «Инфофлот» в предстоящую навигацию имеет статус генерального агента по четырем теплоходам. В Самаре и Казани - по «Александру Невскому», в Нижнем Новгороде и Ярославле - по «Космонавту Гагарину» (оба - проект 588), в Самаре, Казани и Уфе - по «Салавату Юлаеву» (проект 305), и в Санкт-Петербурге - по «Михаилу Шолохову» (проект 302). Отметим также, что в прошлом году «Инфофлот», впервые в своей истории, стал оператором речных круизов в Западной Европе. На этом направлении он сотрудничаем с европейской компанией Crucemundo. И теперь в его продаже представлены и собственные русскоязычные круизы по Рейну, которые пройдут в период с майских праздников по сентябрь.
Москва
Триада «Речного Альянса» далеко не одинока на московском рынке путешествий по рекам. Свои круизные туры на нем организует и реализует еще ряд профильных туроператоров. На их долю приходится значительная часть круизных перевозок, хотя операторские ряды с прошлого года несколько поредели. А сократился суммарный флот этих компаний в столице, прежде всего, из-за банкротства ветерана речных круизов и крупного «флотоводца» «РечТурФлота». Кстати, эта компания, точнее одно из ее подразделений до сих пор остается в отрасли, причем, под своим прежним именем. Правда, «новый» «РечТурФлот» занимается теперь лишь агентской деятельностью.
Ну а операторские функции по-прежнему выполняет, к примеру, туркомпания «Белый лебедь». В ее собственности находятся круизные теплоходы «Бородино» (проект 305) и «Михаил Танич» (проект 26-37). Прошлый год для этой компании сложился не совсем удачно. Если «Бородино» успешно отработал весь сезон, то «М. Танич» в августе оказался «по ту сторону» Городецких шлюзов – навигация для него оказалась законченной. Выскочить из «Городецкого капкана» удалось только 17 ноября, но поскольку канал имени Москвы уже не работал, руководством компании было принято решение о зимовке судна в затоне Ярославского порта. В межсезонье на теплоходе произвели частичный ремонт кают главной палубы - замена мебели, дверей санблоков, а также ремонт нижнего ресторана. Еще более серьезную модернизацию прошел в зимний период теплоход «Бородино». На Белогородской судоверфи ему поменяли два главных двигателя, капитально отремонтировали дизель-генераторы, был установлен новый котел, произведена смена обшивки подводной части корпуса судна. Как сообщил генеральный директор компании «Белый лебедь» Михаил Сизин, ремонтные затраты составили в общей сложности 15 млн. рублей. В следующем межсезонье «Бородино», скорее всего, также обновит свои внутренние помещения и каюты.
Тем не менее, уже и в предстоящем сезоне флотилия «Белого лебедя» выйдет на речные просторы в обновленном виде. «Михаил Танич» с 30 апреля по 27 сентября заявлен на классических волжских маршрутах продолжительностью 3-6, а также 8-11 суток. Круизная работа «Бородино» продлится с конца апреля по середину октября. В его планах стоят более продолжительные рейсы до Ростова-на–Дону - впервые в истории этого судна, а также походы по Оке, включая «московскую кругосветку» - с Северного речного вокзала на Южный. Но обновления коснулись не только судов, в навигацию 2015 года теплоходы выйдут с новыми экипажами. Теплоход «Бородино» возглавил Урал Ямалетдинов, туристам он знаком по «Василию Чапаеву», а капитаном «Михаила Танича» стал Владимир Посохин, работавший старшим помощником капитана теплохода «Сергей Дягилев».
Далее, в навигацию-2015 продолжает работу в качестве речного оператора судоходная компания «Цезерь-Трэвел», которую она начала, а точнее возобновила год назад. Ей принадлежат три трехпалубных круизных судна: «Президент» (проект 26-37) – наиболее комфортабельный из всех, а также «Илья Муромец» и «Цезерь-Трэвел», оба 588 проекта. Программы их предстоящих круизных походов остались практически неизменными. «Илья Муромец» вновь весь сезон обслуживает московско-питерскую линию, продолжительность тура составит 12 дней. Но в предстоящем сезоне запланировано лишь 10 рейсов по этому маршруту, поскольку теплоход работает только до сентября. В прошлом же году он ходил дольше и выполнил на два круиза больше. «Президент» и «Цезарь», в свою очередь, снова пойдут по Волге в круизы длительностью от 9 дней - до Чебоксар, а чаще 5-6 дней – до Городца. Есть в круизном графике также и непродолжительные туры выходного дня.
Как нам пояснила заместитель генерального директора «Цезерь-Трэвела» Евгения Рамзина, часто выходить за Городецкие шлюзы - эту прошлогоднюю «волжскую границу», компания не стала, опасаясь возможного обмеления реки. Из новинок нынешней программы замгендиректора назвала заход в город Весьегонск на Рыбинском водохранилище и экскурсию для детей в ландшафтный зоопарк Ярославля. Что касается тарифов на водные путешествия, то компания не повышала их с прошлого года. Однако, как сообщила Евгения Рамзина, из-за роста цен на судовое топливо с апреля была вынуждена пойти на этот непопулярный шаг.
Кроме того, в Москве, а также в Санкт-Петербурге собирается продолжать свою активную деятельность и судоходная компания «Экспресс-тур», известная на речном рынке и под торговой маркой «Круизный флот «Русич». Компания владеет двумя пассажирскими теплоходами: «Святая Русь» - судном эконом-класса и более комфортабельным «Русь Великая». В двух столицах будет представлена «Русь Великая», имеющая морской допуск. Что позволяет этому теплоходу отправляться в плавания «река – море», и доходить до Соловецких островов и Архангельска, куда он и пойдет в разгар лета, как из Москвы и подмосковной Дубны, так и из Питера.
Остается сказать и о двухпалубном теплоходе 305 проекта «Георгий Пирогов», который вновь присутствует на московском рынке речных круизов. Его оператор и владелец - фирма «Речфлот». Ее судно, как и все последние годы, проведет сезон на Волге и Оке. Основная масса водных туров «Пирогова» непродолжительна, от 3 до 5 дней. Хотя намечены и вояжи длительностью 7-8, а также 11-12 и даже 19 суток – до Волгограда.
Санкт-Петербург
Объем речного круизного флота в Санкт-Петербурге в предстоящую навигацию будет явно больше, чем в предыдущую. По подсчетам некоторых операторов, летом туристам будут представлено в общей сложности около 2,4 тыс. посадочных мест. В том числе, и в 6 лайнерах наиболее комфортабельных классов, которые собираются базироваться непосредственно в самом городе. В прошлом году, для сравнения, теплоходов такого уровня в Питере находилось вдвое меньше. В то же время, в навигацию-2013 года, предшествующую прошлогоднему волжскому коллапсу, питерские круизные объемы были вполне сопоставимо с нынешними, и сезон при этом оказался вполне успешным. Текущий же год для речной индустрии, как уже говорилось, выглядит более предпочтительным с клиентской точки зрения. По крайней мере, так видится на этапе его подготовки. И потому, отмечают операторы, рынок вряд ли сможет отказаться от сделанных ему круизных предложений.
Теперь о самих предложениях. Так, «Водоходъ» направит в город на Неве четыре лайнера: «Леонид Соболев» 302 проект и 301-е «Виссарион Белинский», «Санкт-Петербург», «Кронштадт». В прошлом году компания, напомним, держала на Неве три круизных судна. Из других представителей «Речного Альянса» здесь также работает петербургский «Инфофлот». Правда, его теплоход «Карл Маркс» (проект 588) пробудет на валаамских маршрутах сравнительно не долго, с середины июня по начало августа. Потом, линию Москва – Санкт-Петербург, как уже говорилось, будут обслуживать лайнеры «Мостурфлота»: пятизвездные «Александр Грин», «Княжна Виктория» и теплоходы премиум-класса «Николай Карамзин» с «Сергеем Есениным». На ту же водную трассу придут и «Русь Великая» компании «Экспресс-тур» и «Илья Муромец» «Цезарь-Трэвела».
Вообще же, петербургский речной рынок достаточно динамичный: круизные суда на нем регулярно приходят и уходят, возвращаются назад, либо не появляются здесь уже никогда. Но есть и исключение, и называется оно: теплоход «А.С.Попов» (проект 588). Его оператор и владелец - оператор «ГАМА» из Нижнего Новгорода.Под началом нижегородцев, трехдек «Попов» с 5 июня по 4 сентября пойдет в круизы на Валаам и его окрестности.
Турбизнес Санкт-Петербурга, его речное направление, представляет круизный центр «Латти». В сезоне 2015 года он выступает генеральным агентом по продажам сразу трех речных судов: четырехпалубного «Михаила Шолохова» компании «Ортодокс», совместно с «Инфофлотом», а также трехпалубников 588 проекта «Святая Русь» и «Очарованный странник», которыми владеет Казанская судоходная компания. Это - совершенно разные теплоходы, прежде всего, по уровню комфортабельности: на одной стороне по этому показателю находится шикарный «Шолохов» премиум-класс, на другой - «Русь» эконом-класс и между ними - «Странник». «М. Шолохов» и «Св. Русь» весь сезон будут выходить в 3-х, реже 5-дневные туры на Валаам и Кижи. А «Очарованный странник», с которым компания работает уже более десятка лет, в это же время начнет курсировать на петербургско-московской водной трассе, и только в сентябре отправиться в свое заключительное 20-суточное путешествие из Москвы до Астрахани и обратно. Широк и ценовой разброс на круизные туры, представляемые генагентом «Латти»: от 3650 рублей на человека в 4-местом трюме на «Святой Руси» за трехдневный поход на Валаам, до 28700 рублей в каюте «люкс» на «Михаиле Шолохове» на том же маршруте.
И еще один фигурант петербургского рынка. В прошлом году компания «Курс Тревел» должна была работать на нем агентом четырехпалубных лайнеров «Владимир Маяковский» и «Дмитрий Фурманов», проектов, соответственно, 301 и 302. Однако из-за тяжелой гидрологической ситуации, эти теплоходы так и не смогли дойти до берегов Невы. В нынешнем сезоне их владелец Камское речное пароходство собирается отправить сюда к 9 мая одного «Фурманова», который в дальнейшем пойдет в непродолжительные рейсы до Валаама, а также Кижей, Мандроги, Коневца, Свирьстроя и Петрозаводска. И его генагентом вновь назначен «Курс Тревел». Как нам сообщил глава этой компании Олег Зеленков, тарифы на судне, хотя и выросли по сравнению с прошлым годом, но весьма незначительно: примерно на 5%.
Подготовил Игорь Горностаев







