На прошлой неделе в Москве состоялся первый этап согласования графиков движения круизных судов навигации 2025 года в Центральной России. Такие совещания проводятся каждый года в три этапа. На них участники отрасли проводят оптимизацию расписания следования пассажирских теплоходов по маршрутам, прохождения ими шлюзов, а также организацию расстановки судов у причалов. Профессиональное мероприятие проходило в московском отеле «Эрмитаж», расположенном в самом центре столицы, недалеко от Покровского бульвара.
Первый этап обычно определяет общие данные предстоящей работы круизного флота: количество судов в предстоящей навигации, которые их владельцы собираются задействовать, направления их движение по речным маршрутам, загруженность пассажирских причалов и гидроузлов. От участников требуется привести пожелания круизных операторов в соответствие с техническими возможностями водных путей, по которым пойдут туристические теплоходы.
Организатором совещаний по согласованию традиционно выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), в этот раз его вновь представляла начальник отдела развития инфраструктуры и перевозок ведомства Галина Долганова. Присутствовала и начальник службы регулирования движения судов ФГБУ «Канал им. Москвы» Елена Петрова - основная масса вопросов со стороны круизных компаний была адресована именно ей. Своих представителей в Москву направили администрация Волго-Балта, Волжского бассейна и других бассейновых управлений. В работе приняли участие практически все судоходные компании, включая ведущих операторов речных круизов «ВодоходЪ», «Донинтурфлот», «Мостурфлот», «Созвездие». А вот владельцев причалов и сотрудников принимающих сторон на первой встрече было немного.
Основным принципом согласования графиков шлюзования судов, отмечает пресс-служба Росморречфлота, является соблюдение недискриминационного доступа к государственной инфраструктуре внутренних водных путей – шлюзам. На Единой глубоководной системе (ЕГС) функционирует 91 судоходный шлюз, обеспечивая проход грузовых и пассажирских судов речного транспорта. Участникам предстояло согласовать и скоординировать графики для 103 круизных теплоходов, определить для каждого из них время шлюзования и стоянок в навигацию-2025. В нынешнем сезоне, для справки, работало 99 круизных судов.
В течение последних двух лет возникла необходимость согласовывать проход через проблемный Нижегородский шлюз, в связи с его реконструкцией и строительством новой камеры. На Городецком гидроузле, напомним, продолжается реконструкция, включая строительство дополнительной шлюзовой камеры и создание судоходного канала от Городца до Нижнего Новгорода. При этом судоходство на участке не останавливается, проход теплоходов осуществляется через единственную камеру. Реконструкция по завершении обеспечит глубину 4 м, что позволит значительно улучшить доступность городов средней Волги для круизных судов. Планируемый срок завершения работ – 2026 год.
Но и сейчас, по информации Росморречфлота, судовладельцы отмечают рост спроса на речные путешествия. Продолжающаяся круизная навигация демонстрирует увеличение пассажиропотока по сравнению с прошлым годом. За 6 месяцев перевезено более 145 тыс. пассажиров, что на 3,7 % выше показателя 2023 года. Нынешнее совещание – важный элемент обеспечения дальнейшей безопасности круизного судоходства и четкости исполнения компаниями своих обязательств по оказанию услуг туристам. Второй и третий этапы согласования планируются в декабре 2024 года и марте 2025 года.
Стоит отметить, что совещание по согласованию вновь, уже в четвертый раз, принял московский отель «Эрмитаж». Последний раз здесь проходил заключительный третий этап в марте 2022 года. Гостиница находится в ведении группы «Цезарь Клаб», в структуру которого также входит и круизная компания «Цезарь Тэвел», оперирующая двумя трехпалубными пассажирскими теплоходами. Как сообщил глава холдинга и речного оператора Сергей Абрамов, в этот раз в «Эрмитаже» проживало 45 гостей, прибывших на отраслевое мероприятие из разных регионов страны. По его словам, за прошедшее время стороны выработали приемлемые для них условия приема и обслуживания, поэтому участники всегда охотно селятся в комфортабельном отеле, где в дальнейшем и проходит их основная работа.
Игорь Горностаев