Гл.зак.915Результаты завершающейся круизной навигации, пока что по предварительным подсчетам, ожидаются на уровне прошлого года, а, возможно, и хуже. Как известно, год назад из-за мелководья Волга впервые после десятилетнего перерыва буквально разделилась на две части у Городецких шлюзов. Обмеление сохранилось и в этом году, так что лимитирование глубин в районе Городца продолжило осложнять жизнь речникам и в нынешнюю навигацию.

Но если год назад приходилось решать проблемы, связанные, прежде всего, с закрытием сквозного движения круизных судов, то теперь для ведущих судоходных компаний, работающих на зарубежном рынке, на первый план вышел еще и кризис въездного туризма. Из-за этого объем предложений по речным путешествиям на внутреннем рынке увеличился процентов на 50, в то время как спрос на них вырос не больше чем на 15-20%. Одновременно, снижение числа путешественников из-за рубежа, в зависимости от направления, составило от 20% до 50%. Показательно, что если в прошлую навигацию от поездок на российские круизы отказывались лишь туристы, то в этом сезоне программы по России свернули уже многие зарубежные турфирмы, нередко даже не начиная продаж. В связи с чем значительное количество, прежде всего комфортабельного круизного флота, оказалось переориентированным на внутреннего потребителя.

Другой немаловажный показатель: год назад глубина продаж в индустрии речных круизов была несравнимо больше, и составляла 2-3 месяца, а то и более полугода. Теперь же она вряд ли превышала месяц. Зато возросли объемы оперативных бронирований и продаж – в основном за одну-две недели до отправления судна. Еще одним малоприятным трендом сезона стало то, что партнеры судоходных компаний начали требовать полную предоплату еще до начала круизного тура, что, конечно же, значительно затруднило текущую работу. Прежде порты, экскурсионные фирмы, топливные компании и другие участники рынка принимали деньги по факту. Однако обильные прошлогодние банкротства операторских фирм, похоже, заставили их пересмотреть свои финансовые схемы. Одновременно тарифы буквально на все составляющие водного путешествия, и в первую очередь экскурсионные программы, прошедшим летом заметно выросли.

И еще одно любопытное наблюдение операторов: клиенты сезона-2015 вели себя гораздо более спокойно. И чуть ли не привычно реагировали на повторное обмеление Волги, ставшее причиной изменения ряда маршрутов. Пересадки с одного круизного судна на другое, последовавшие по той же причине, также воспринимались туристами с пониманием.

 

«Речной Альянс» на двух рынках

 

Грин 915Навигация-2015 оказалась сложней прошлогодней. Таково мнение заместителя директора компании «Мостурфлот» Светланы Гончаровой. Даже несмотря на то, что спрос на мостурфлотовские круизы в нынешнюю навигацию вырос. На четырехпалубных теплоходах класса «премиум» – «Михаил Булгаков» и «Николай Карамзин» (проекты 301), загрузка возросла не особо значительно, буквально на несколько процентов. Ну а самым большим интересом у туристов во флоте компании пользовался небольшой двухпалубный теплоход «Образцов», его продажи увеличились почти на 20%.

Как, в свою очередь, отметил Константин Анисимов, генеральный директор Московского речного пароходства, владеющего «Мостурфлотом», навигация оказалась вполне успешной, все планы, которые стояли перед компанией, были отработаны, причем во всех сегментах, включая и категорию «люкс», впервые объемно представленную на российском рынке. Эти лайнеры – «Александр Грин» и «Княжна Виктория» – достаточно хорошо заполнялись. Так, «Грин» весь сезон был загружен на 70-100%. С «Викторией» ситуация оказалась посложней. Но при этом была успешно проделана большая работа по привлечению к реализации туроператорских сетей, главным образом морских операторов, а также CoralTravel, «Библио Глобус» и других крупнейших участников туррынка. Что очень помогло в продажах наиболее комфортабельного флота.

ВдохЗавС тем, что речная круизная навигация нынешнего года стала одной из самых сложных, если не самой сложной за последние годы, согласен и коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин. «Водоходу» – также участнику «Речного Альянса», оперирующему лишь четырехпалубными низкосидящими лайнерами, немало трудностей в этом году добавил тот же Городец с его мелководными окрестностями. Тем не менее, компании удалось сохранить действующий круизный флот: и в прошлом, и в нынешнем сезоне она эксплуатировала в общей сложности 23 теплохода.

Что касается клиентуры компании, то высокий спрос на круизы вновь демонстрировали постоянные клиенты. Неплохо загружались наиболее продолжительные походы и туры средней продолжительности. А вот по рейсам выходного дня, вернее, по их востребованности у пассажиров, пришелся наиболее ощутимый удар.

ИнфЗавКак сказал председатель совета директоров круизной компании «Инфофлот» Александр Соснин, с точки зрения сохранения объемов нынешний сезон вполне можно оценить положительно. По его словам, в завершающуюся навигацию, которую вполне можно сопоставить с прошлогодней, компания если и увеличила число своих пассажиров, то ненамного. Напомним, в отличие от других членов «Речного Альянса», «Инфофлот» обслуживает только российских граждан, а потому текущее сокращение зарубежного рынка обошло оператора стороной. Главное, у компании не было переизбытка судов на заявленных маршрутах.

В следующем году «Инфофлот» собирается представлять на рынке те же программы с тем же флотом. Впрочем, отмечает Александр Соснин, не исключается и появление дополнительных судов. Пока же объявлено, что вновь будет два рейса на Вятку: впервые теплоход «Василий Чапаев» пройдет по «большой воде» из Москвы до Кирова и тем же путем вернется обратно. Сохранятся и остальные круизные объемы. Продолжается работа в качестве генерального агента и по продажам мест на лайнере «Михаил Шолохов» – подписан договор с его владельцем, компанией «Ортодокс», и уже начались продажи.

 

На круизном рынке Москвы

 

БородЗав915Компания «Белый лебедь», работающая в секторе «эконом-туров», оперирует двумя судами: трехпалубным «Михаил Танич» и двухпалубным «Бородино». Как сообщил генеральный директор компании Михаил Сизин, эта навигация сложилась для оператора заметно труднее, чем прошлогодняя. Причем наиболее ощутимый спад наблюдался на трехдневных рейсах выходного дня – маршрутах, неизменно пользовавшихся у клиентов наибольшим спросом. Если год назад в трехдневки отправлялись 160 – 180 пассажиров, то в этом году их число, в зависимости от дня недели, сократилось до 60 – 120 человек. Происходит так потому, считает г-н Сизин, что круизных судов в Москве в эту навигацию избыток, а вот туристов явно не так много, как ожидалось. Вопреки радужным ожиданиям, нынешней сезон не задался, считает он.

 

 

 

 

Круизный судовладелец «Цезарь-Трэвел», также работающий на московском рынке, владеет тремя трехпалубными теплоходами: «Президент» (проект 26-37), «Илья Муромец» и «Цезарь» (оба проекта 588). Он же последние две навигации выступает и их оператором. Однако в нынешнем сезоне, вопреки первоначальным планам, на речные просторы вышли лишь два судна компании – «Президент» и «Муромец». «Цезарь» же всю навигацию простоял без работы, на нем проводилась модернизация, и, как сообщила заместитель генерального директора компанииЕвгения Рамзина, это было хотя и сложное, но как выяснилось, абсолютно верное решение.

През 915Дело в том, что июнь оказался для оператора, по сути, провальным: туристической загрузки, необходимой для безубыточной работы, не хватало даже для двух оставшихся теплоходов. Зато с избытком хватало различного рода сложностей. И в первую очередь, вызванных очередным волжским обмелением. Поначалу, казалось бы, безнадежная ситуация в июле начала улучшаться. Все большим спросом начали пользоваться московско-питерские походы на «Муромце», он уходил в плавания со все возрастающей загрузкой: из 148 посадочных мест выкупали, в зависимости от рейса, 110-130. Востребованными стали и туры на «Президенте» – наиболее комфортабельном теплоходе компании.

Как говорит Евгения Рамзина, хотя нынешнюю навигацию трудно назвать удачной, руководство компании все равно вполне довольно текущим сезоном. Первое – уже сейчас можно сказать, что «Цезарь» завершит сезон без убытков, а, скорее всего, получит и небольшую прибыль. Потом, компании в непростых условиях начала лета удалось показать себя с хорошей стороны именно в роли речного оператора. Что, безусловно, очень пригодится в дальнейшем. А на следующий год «Цезарь-Трэвел» собирается вновь задействовать весь свой флот.

Пирог 915Завершает круизную навигацию и компания «Речфлот», оперирующая двухпалубным теплоходом «Григорий Пирогов». В этом сезоне, сообщил ее генеральный директор Александр Землянский, почти все круизы выполнялись по заявленному графику. Не состоялись самые первые рейсы, поскольку ремонтные работы на теплоходе, проводившиеся в межсезонье, по вине ремонтников не завершились в намеченные сроки. И на речные просторы «Пирогов» вышел не на майские праздники, как планировалось, а лишь ближе к концу месяца. В дальнейшем же, проблем, связанных с техническим состоянием судна, ни возникало.

Круизный сезон 2015 года развивался для «Речфлота» достаточно спокойно, без потрясений. Заполняемость маршрутов находится на уровне 95% и выше, как и в прошлую навигацию. Круизы выходного дня раскупаются практически полностью, хороший спрос был и на туры продолжительностью 4-5 дней. Сейчас «Григорий Пирогов» ходит по Волге. На Оке он тоже побывал – с мая и до середины июня.

 

Подготовил Игорь Горностаев