В России найдется совсем немного речных судов, которые поработали в разных водных бассейнах. И одно из них – четырехпалубный круизный лайнер «Антон Чехов» ростовской компании «Донинтурфлот». Раньше он бороздил воды великой сибирской реки Енисей, а сейчас продолжает круизную вахту в центре нашей страны. Впрочем, этим интересным фактом особенности теплохода далеко не ограничиваются. Более подробно об «Антоне Чехове», в том числе и в навигацию-2021, мы расспросили самого главного человека на судне – его капитана Юрия Колбина.
И первый вопрос:
- Юрий Дмитриевич, всем, кто увлекается речными круизами, хорошо известно, что теплоход «Антон Чехов» славится своим бассейном. А какие еще «изюминки» есть на вашем судне?
- Первое и, наверное, самое важное – его камерность. Пассажировместимость теплохода составляет всего 145 человек, и они могут разместиться в 74 каютах. При этом на его борту туристы чувствуют себя гораздо свободнее, чем на более крупных речных лайнерах, поскольку внутренние площади нашего и больших судов практически одинаковы.
Новые маршруты и туристы
- В этом году вы впервые работаете с российскими туристами. Скажите вкратце, как поменялась под них круизная программа «Чехова»?
- Прежде мы обслуживали исключительно линию Москва – Санкт-Петербург. Кроме этих двух городов иностранцев еще интересуют Кижи, как хорошо известный памятник ЮНЕСКО. Для россиян же, чем шире география речных поездок, тем лучше, и в нынешнюю навигацию они побывали и еще побывают с нами во многих интересных местах. Так, к середине лета мы успели сходить до Перми, Елабуги, Булгар. Были и маршруты небольшой протяженности: из Москвы до Костромы, Городца. Выходили и еще пойдем по традиционному направлению между Москвой и Петербургом. А в завершении сезона вернемся в наш базовый порт Ростов-на-Дону, откуда стартовали весной. В конце сентября будет еще два ростовских рейса – до Астрахани и до Волгограда.
- Сложно перестраиваться с московско-питерской линии на такое многообразие водных маршрутов?
- Несложно, при условии, что ты работаешь на речном транспорте уже много лет. Даже при походе на Пермь, куда мы отправились впервые, никаких трудностей не возникло. Я бы сказал, что Кама не такая уж сложная для судоходства река. Есть один непростой участок, примерно 80 км, ну а в других местах и широко, и глубоко. Трудность, в данном случае, может заключаться в другом – в том, что в течение того же 16-дневного камского тура надо регулярно предоставлять пассажирам что-то новое и интересное как на борту, так и в местах стоянок. Однако это вопрос любого длительного круиза. Со своей стороны делаем все возможное, чтобы люди не заскучали, и у них было постоянное ощущение новизны, как будто они только вчера сели на теплоход.
- Как вы могли бы охарактеризовать нынешних российских путешественников?
- Наш турист более требовательный, чем зарубежный, и хочет как можно больше увидеть за рейс. Поэтому в нашем расписании на навигацию 2021 года и представлена самая широкая круизная география. Что же касается питания, тоже немаловажного компонента в круизе, то у нас по этой части накоплен достаточно большой опыт. По крайней мере, пассажиры высказывают нам только благодарности.
Особенности круизного судоходства
- Какие наиболее сложные водные участки на маршрутах вы можете назвать?
- В первую очередь, Волго-Балтийский канал, Волго-Донской канал, река Дон. Сложно, прежде всего, потому, что много односторонних участков, извилистость трасс, узкий и зачастую мелкий судовой ход, а также ветер и прохождение шлюзов.
- А озера – Онежское, Ладожское?
- Наш теплоход имеет класс «М», а, значит, может свободно ходить не только по озерам, но и в прибрежной морской полосе.
- Теперь вопрос о легких, и поэтому, наверное, ваших любимых участках.
- Мне лично нравится канал имени Москвы. Кроме судоходных преимуществ, назову его хорошую экологию, к примеру, ночью почти все лето поют соловьи. Туристам, да и нам, что скрывать, это очень нравится. Многие пишут на форуме, что представить себе не могли, что рядом с мегаполисом можно такое услышать. А с точки зрения судовождения каких-то особо любимых мест, поскольку они несложные, у меня, пожалуй, нет. Скорее наоборот. К примеру, от Череповца до Шекснинского шлюза идет очень извилистый участок, и скучать на нем не приходится – постоянно находишься в напряжении. Зато и вахта пролетает быстро. А после прохождения этой непростой локации чувствуешь внутреннее удовлетворение. Если хотите, сам себе лишний раз доказываешь, что ты «настоящий речник».
Путешествие с Енисея на Волгу
- Насколько известно, на теплоходе «Антон Чехов» вы работали еще на Енисее.
- Да, 12 лет. На этом судне я начинал матросом, а с ноября 2011 года вступил в должность капитана. Мои корни из Новосибирской области, а речное училище я окончил в Ленинграде. Практику проходил на Енисее, на теплоходе «Антон Чехов», на нем и остаюсь до сих пор. Уже после прохождения практики, в 1993 году, был распределен в Енисейское речное пароходство. Заочно окончил Новосибирскую академию водного транспорта. Осенью 2003 года «Чехов» перегнали из Дудинки в Санкт-Петербург по Северному морскому пути, и с 2004 он начал работать в Центральной России. К этому времени я уже перешел в штат «Донинтурфлота». Так что нынешняя навигация для меня уже юбилейная – 30-я.
- После перехода судна в новый водный бассейн ваша работа как-то изменилась?
- Я бы не сказал, река она и есть река. Но, конечно же, поменялись путевые условия. По сравнению с Волгой, движение судов на Енисее не настолько плотное. По моему мнению, примерно такое же, как на Каме, где встречаешь один-два теплохода за вахту.
Навигация в период пандемии
- Каков возглавляемый вами экипаж теплохода «Антон Чехов»?
- В него входит технический персонал и горничные, всего 46 человек, а также 35 работников ресторана. Судовой экипаж – механики, штурмана, рулевые, мотористы, матросы. В составе ресторана – повара и официанты, они тоже находятся в моем подчинении. Директору круиза, в свою очередь, подчиняются сотрудники туристической бригады. Наша работа вахтами – по 4 часа, и 8 часов отдых. У горничных немного по-другому: с 8 до 12 они убирают каюты и помещения, плюс 4 часа наводят общий порядок, что особенно важно в условиях пандемии.
- Проверок, связанных с коронавирусом, безопасностью плавания и другими вопросами в текущем сезоне наверняка прибавилось?
- По сравнению с доковидным 2019 годом проверок круизных судов стало, конечно же, больше – со стороны Роспотребнадзора, Ространснадзора, прокуратуры. Проверяют регулярно и практически во всех местах захода. Однако и мы находимся в постоянной готовности. Ну и объем работ по дезинфекции помещений, безусловно, увеличился. Но все отлично понимают, что на борту должно быть комфортно и безопасно, а это накладывает дополнительные обязательства на весь экипаж.
На борту мелочей не бывает
Впрочем, этот лайнер известен не только своим бассейном и домашним уютом. Есть и еще ряд важных моментов, который не всем и не сразу бросается в глаза. Теплоходы проекта «Антон Чехов» (Q-056) единственные, наверное, суда, при строительстве которых наиболее четко соблюдались установки речных путешествий, заложенные еще в начале прошлого века. Как отмечает методист судна Юрий Кандиранда, при их создании была учтена буквально каждая мелочь, позволяющая пассажирам приятно и с повышенным комфортом провести время во время водного похода.
Так, в общественных помещениях на корме и на носу судна есть огромные панорамные окна, которые больше по площади даже чем на более вместительных четырехпалубных лайнерах. Хотя, если заходишь, к примеру, в судовой бар «Вишневый сад», то поначалу может создаться впечатление, что потолок низковат, но когда садишься за столик¸ то все становится на свое место – перед человеком открываются окружающие речные виды в обзоре более чем на 180 градусов. Корабелы недавнего прошлого думали даже о такой малости, что сейчас, похоже, ушло безвозвратно.
Или трапы, где высота ступенек и угол наклона самой лестницы подогнаны практически идеально, поэтому, в отличие от других судов, на «Чехове» гораздо проще и удобнее перемещаться между палубами. Эргономика – такого слова тогда еще не было, но делалось все, чтобы облегчить жизнь пассажира на теплоходе. И подобных примеров множество. А что самое главное, все эти якобы мелочи направлены именно на то, чтобы соединить туристов, сделать разобщенных людей на время их пребывания на борту единым коллективом.
Туристы чувствуют себя комфортно, а значит, становятся более дружелюбными к своим попутчикам и обслуживающей их судовой команде, считает Юрий Кандиранда. Теплоход, пусть временно, но в любом случае становится для путешественников их новым домом. И это прекрасно работает на самую главную задачу, ради чего и отправляются в круизные туры – безупречную организацию речного отдыха, на полный релакс каждого гостя судна.
«Антон Чехов», напомним, был построен на австрийских верфях еще в 1978 году, а в межсезонье 2019 года прошел полную реновацию. Однако организация его внутреннего пространства при этом не поменялась. Ресторан, бары, библиотека и другие помещения хоть и прошли реновацию, но остались строго на своих прежних местах.
Полной модернизации подверглись лишь места проживания туристов, которые стали заметно больше и комфортабельней. В результате, вместо прежних 220 человек, теперь на борту могут разместиться 145 путешественников в каютах разных классов, площадью от 8 до 32 кв. м. Интересно, что прежние аутентичные австрийские каюты были обшиты темным деревом, поскольку в то время так было модно и считалось более уютным. Теперь же уют ассоциируют, наоборот, со светлыми тонами, которые и использованы при отделке кают.
Подготовил Игорь Горностаев