M Sol VL G2 723

Недавно в редакцию портала «Круиз-Инфо» пришло письмо от матери матроса Михаила, который тогда еще работал на круизном судне «Мамин-Сибиряк» компании «Волга Лайн». В нем сообщилось о нарушениях трудового законодательства, допущенных капитаном судна в отношении ее сына, а главное – о ряде вопиющих происшествиях на борту теплохода во время его последнего по времени круиза на Соловецкие острова. Вот выдержка из письма Юлии Сергеевны – фамилию она просила не называть.

- Добрый день. Пишу Вам от имени моего сына. Он сейчас находится на борту теплохода «Мамин-Сибиряк», без интернета, поэтому со своей стороны хочу поспособствовать распространению следующей информации:

«Я являюсь студентом 3 курса Морского Колледжа — структурного подразделения Института Водного транспорта имени Г. Я. Седова города Ростов-на-Дону. Я прибыл в Москву на Северный речной вокзал 19 мая 2023 год для прохождения практики, согласно договоренности между ООО «Бельские речные путешествия» и отделом практики ИВТ им Седова на судно «Мамин-Сибиряк». Его капитан Сульженко Михаил Николаевич принял у меня все мои профессиональные документы. При этом со мной не заключили трудовой договор, не было проведено ознакомление с правилами техники безопасности и охраны труда. Мои документы капитан забрал и хранит в своей каюте в сейфе.

На неоднократно задаваемые вопросы по заключению трудового договора мне не был дан ответ, лишь только устные отсылки к тому, что он будет заключен через неопределенное время («скоро») с установленным размером заработной платы в 40 тыс. рублей. На запрос отдела практики ИВТ, ООО «Бельские речные путешествия» проинформировало руководство института о подтверждении прохождения практики в данной компании. Однако трудовой договор до сих пор так и не заключен.

За время работы на судне с 19 мая по 29 июня мне ни разу не была произведена выплата заработной платы. Режим труда и отдыха нарушает все нормы трудового законодательства, в частности Приказ министерства транспорта РФ №268 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания». Так, для меня установлен ежедневный график вахт с 4 до 8 утра, а также с 16 до 20 часов вечера. При этом постоянно осуществляются вызовы на авралы и общесудовые работы в периоды отдыха, даже после ночной вахты. В бортовом журнале учет рабочего времени не фиксируется, включая переработки. Естественно, отсутствует оплата сверхурочных работ. На обращение к капитану с заявлением о списании с судна, в связи с тем, что нарушаются мои права, мне было отказано, документы возвращены не были.

На судне также нарушаются требования охраны труда, отсутствуют необходимые средства индивидуальной защиты и спасательные средства в полном объеме, как для экипажа, так и для пассажиров. На всю палубную команду имеется три спасжилета. Техническое состояние судна – аварийное: постоянные поломки как второстепенных, так и критически важных систем стали ежедневной рутиной. В частности, 25 июня вышло из строя рулевое устройство, и судно с пассажирами на борту находилось в дрейфе в акватории Белого моря в течение нескольких часов.

26.06.2023 г. я обратился в транспортную прокуратуру с просьбой о проведении поверки по всем вышеуказанным пунктам во избежание трагедии, так как судно находится в ненадлежащем состоянии. В настоящее время оно отстаёт от графика на пять суток, в связи с чем, принято решение не идти до Северного речного вокзала, а осуществить высадку пассажиров в городе Дубна, там же хотят сойти с судна и курсанты. Надеемся, что капитан не будет препятствовать этому и выдаст документы. В противном случае будем обращаться в правоохранительные органы.

Отмечу, в текущем круизе «Москва - Соловецкие острова» примерно половина пассажиров сошла в Петрозаводске из-за задержки движения, а также многочисленных поломок и отсутствия горячей воды в каютах. При этом, как мне известно, компания продолжает продавать круизы на «Мамин-Сибиряк».

M Sol VL 2 723

Мы связались с Юлией Сергеевной и Михаилом, и они сообщили, что история имела дальнейшее продолжение. В пятницу утром 30 июня теплоход «Мамин-Сибиряк» прибыл в Дубну. Пассажиры спустились на берег, но курсантов отпускать отказались, а главное – не выдали личные документы. Не смотря даже на то, что отдел практики ростовского колледжа направил в компанию соответствующее письмо об отзыве практикантов.

Далее судно отправилось в Белый Городок, где должно было встать на ремонт, а следующий по графику круиз отменили. И только там, в Белом Городке, под напором родителей практикантов, грозивших привлечь правоохранительные органы, капитан, после нескольких часов проволочки, был вынужден вернуть ребятам их профессиональные документы. В тот день на берег списались 6 практикантов из Ростова-на-Дону, а также несколько их сверстников из Астрахани. Судно покинули также некоторые другие специалисты команды и ресторана, всего более 10 человек. Причем некоторые оставшиеся работники собирались последовать их примеру на следующий день. Отметим, экипаж двухпалубного теплохода «Мамин-Сибиряк» проекта 646, рассчитанный на обслуживание 70 туристов, составляет в укомплектованном виде где-то 35 человек.

По словам курсантов, чья практика на борту «Мамина-Сибиряка» завершилась столь скандальным образом, когда они сошли с судна, на нем в нерабочем состоянии находился левый главный двигатель. (Кстати, следуя на одном движке, теплоход во время завершения все того же соловецкого круиза, 28 июня на причале «Кузино» совершил навал на четырехпалубный лайнер «А.С. Пушкин» компании «Мостурфлот», ущерб от которого, по предварительным подсчетам, составил 400 тыс. рублей.) Кроме того, у «Сибиряка» не функционировали также бортовой компрессор, котел (почему и не было горячей воды) и ряд других техсистем.

О текущем состоянии теплохода и подробностях всего случившегося на нем в крайнем рейсе редакция портала «Круиз-Инфо» постаралась узнать и у совладельца круизной компании «Волга Лайн» Дмитрия Стексова. С большим трудом, но все же, с ним удалось связаться. Ничего конкретного по списанным на берег ростовским курсантам г-н Стексов говорить не стал, ссылаясь на нежелание обсуждать внутренние дела. При этом он сообщил одну новость, которая наверняка будет интересна Михаилу и его друзьям: «Практиканты у нас работают бесплатно, как и во всех компаниях»…

Что же касается самого теплохода «Мамин-Сибиряк», то, по словам Дмитрия Стексова, в Белый городок он зашел на техническое обслуживание. Потребовалась «регулировка двигателей», а по остальным бортовым агрегатам «никаких проблем нет». На сайте «Волга Лайн» еще вечером в пятницу можно было узнать, что в понедельник судно вновь выйдет в 12-дневный круиз на Соловецкие острова. Да и совладелец «Волга Лайн» подтвердил: отправление в очередной круиз намечено на 10 июля в 14.30 с причала Северного речного вокзала.

Действительно, в назначенный день судно прибыло по указанному адресу.

M Sol VL 3 723

Вот только к берегам далекого Соловецкого архипелага оно вышло, как сообщают очевидцы, часа на два с половиной позже намеченного времени. Но в любом случае, приключения теплохода «Мамин-Сибряк» продолжаются.

 

Игорь Горностаев