LisovSRV G 1223

В сентябре 2020 года в Москве, после завершения масштабной реконструкции, вновь открылся Северный речной вокзал, построенный еще в предвоенный период. За прошедшее время он стал памятником архитектуры, одним из символов города, однако со временем начал заметно ветшать. И вот, реставраторы и строители буквально по крупицам восстановили прежний облик знаменитого здания, давно получившего символическое название «речные ворота столицы». Одновременно была воссоздана и огромная парковая территория вокзала.

...С новым руководителем Северного речного вокзала Максимом Лисовым мы встретились в межсезонье, когда навигация завершилась, на дорожках парка лежал уже не первый выпавший в этом году снег, а Химкинское водохранилище начал сковывать пока еще тонкий лед. По-новому звучит и официальная должность нынешнего начальника: директор филиала Службы речного транспорта ГУП «Мосгортранс». Да и принимает он посетителей тоже в новом, недавно построенном на вокзальной территории трехэтажном корпусе. Отсюда и первый вопрос:

 

- Максим Викторович, а вам не обидно, что раньше начальник Северного речного вокзала находился непосредственно в самом здании, а вы, после проведенной реновации, «поселились» вне его исторических стен?

- Обиды нет, у меня ведь есть свой кабинет и на самом вокзале. Правда, он находится в другом месте, в цоколе, поближе к воде и теплоходам. А прежний кабинет руководителя и помещения рядом используются теперь под общественное пространство. Там, в частности, структуры города проводят разные совещания и конференции.

 

- Познакомьте наших читателей с вашими прямыми обязанностями.

- Они достаточно обширные, но если говорить кратко, то основное это – содержание и эксплуатация зданий и причальных сооружений, а также прилегающей территории. И еще, транспортное обслуживание населения, как в пределах вокзала, так и на реке. От нас требуется поддержание работоспособности вверенных нам объектов, куда входит, в том числе, и Южный речной вокзал. На Северном речном вокзале, также отмечу, работает электротранспорт, как пассажирский, так и грузовой, им занимается отдельное подразделение, и его, кстати, возглавляет женщина. Плюс два наших арендованных теплохода типа «Москва» выполняют регулярные перевозки до пристаней Захарково и Химки. Немало и других обязанностей, к примеру, перемещение и хранение задержанных маломерных судов, обслуживание спецстоянок для них. А также координация и взаимодействие со службами Канала имени Москвы.

 

- Какую долю времени при этом занимают у вас именно причалы и круизные суда?

- Безусловно, причальная инфраструктура – одна из основных задач. Поэтому, если брать условно в процентном соотношении, то где-то процентов 60. Отмечу, что работа на этом направлении ведется и сейчас, в межнавигационный период: готовим документы, собираем статистику, ведем переговоры с судоходными компаниями. Между прочим, в настоящее время, впервые за долгий период, у причала No16 находятся на зимнем отстое три больших четырехпалубных теплохода оператора «Донинтурфлот».

LisovSRV 3 1223

- Каковы тарифы за стоянку зимой и вообще за обслуживание теплоходов в навигацию?

- Они все есть в открытом доступе. И зависят как от метража судна, так и продолжительности его стоянки. При этом мы идем навстречу судоходным компаниям, предоставляя диверсифицированные тарифы. Так, расценки на посадку-высадку пассажиров продолжительностью 2-3 часа максимальны, а за дальнейшую стоянку у причала заметно снижаются. Кроме того, вокзал предлагает операторам бункеровку – можно заправиться водой, а также подключиться к береговому электропитанию, сдать сточные воды.

 

- Что касается вокзального электротранспорта, то хотелось бы узнать, насколько востребованным оказался этот, без преувеличения, эксклюзивный сервис?

- Обратимся к статистике: за прошедшую навигацию услугой воспользовались 123 тыс. человек, а за предыдущий год – 84 тыс. человек. Всего же за нынешний сезон Северный речной вокзал обслужил порядка 300 тыс. круизных пассажиров, отмечено в общей сложности более 1 800 прибытий и отправлений судов. По круизным теплоходам отмечен значительный рост. Конечно, в этом году, в сравнении с прошлым, где-то на треть стало больше судов и на четверть – пассажиров, но все равно динамика спроса на электротранспорт очевидна. Причем, это относится не только к пассажирским, но и к грузовым перевозкам.

 

- Какова теперь процедура доставки грузов на борт пассажирского судна?

- Всё достаточно просто: в районе 17-го причала есть специальная отстойно-разворотная площадка, с диспетчерской службой. Автомобиль поставщика подъезжает туда и становится под навес. Привезенное имущество перегружается на электрический грузовик, который следует к теплоходу. Как правило, здесь же осуществляется и приемка. Всего за прошедший навигационный период грузовой электротранспорт выполнил порядка 9 тыс. рейсов.

LisovSRV 2 1223

- В отношении нынешнего процесса грузоперевозок – достаточно трудоемкого, приходилось слышать немало нареканий от судовладельцев...

- Дело в том, что система начала действовать в 2020 году, и тогда действительно было много сложностей. Судоходным компаниям и поставщикам в первое время было сложно приспособиться к существующей транспортной схеме, ведь она по настоящему уникальна. Но со временем благодаря совместной работе мы нашли оптимальные решения и выстроили работу. Также мы увеличиваем количество электротраспорта, внедряем новые модели. Хотя и в этом году, когда случалось много подходов и отправлений судов, авралы тоже бывали, однако сама система, уверен, уже продемонстрировала свою жизнеспособность. Отмечу также, что транспортировка грузов электромобилями ведется без дополнительной оплаты судовладельцев. Наша задача – обеспечить безопасное пребывание пассажиров и посетителей на вокзале. Ведь это не дело, когда туристические автобусы прибывали прямо к причалам, а грузовые машины и легковушки разъезжали по пирсу, распугивая отдыхающих. Я даже не говорю про экологические преимущества электротранспорта. Кроме того, с 10 вечера и до 8 утра подвоз на суда разрешен и с выездом на набережную.

 

- Теперь вопрос от посетителей вокзала: почему вновь не пускают на его крышу?

- Действительно, вначале, сразу после завершения модернизации, крыша находилась в общем доступе. Однако отдельные люди вели себя на ней порой неадекватно, забывая об элементарной безопасности. Доходило до того, что по крыше даже пытались кататься на велосипедах и скейтбордах. Кроме того, вокзал строился в 1937 году и высота его парапетов не проходит по нынешнему ГОСТу, а как-то нарастить перила нельзя – памятник архитектуры. Поэтому было решено крышу закрыть, но при этом с весны по осень проводить по ней организованные экскурсии силами музея транспорта Москвы.

 

- И завершающий вопрос: какие изменения или нововведения ожидаются в навигацию 2024 года?

- Начну с того, что в нынешнем сезоне к нам подходили суда 24-х судоходных компаний, надеемся, что в следующем году за счет роста их количества увеличится и общее число судов совершающих круизные и прогулочные рейсы от Северного речного вокзала. Готовятся и некоторые приятные изменения для посетителей вокзальной территории, но говорить о них еще преждевременно. Скажу только, что масштабных перемен в отношении круизного судоходства не планируется, но вполне возможно появление новых пассажирских маршрутов до причалов Московской области. Пока же, в зимнее время, приглашаем всех на ледовый каток, который открыт на главной вокзальной площади.

 

Подготовил Игорь Горностаев

Наша справка:

Лисов Максим Викторович родился в городе Удомля Тверской области в 1987 году. В 2005 году поступил в петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права на специальность «менеджмент». Окончил три курса, после чего перевелся в Москву во Всероссийскую академию внешней торговли, где продолжил образование по специальности «международный менеджмент». После окончания обучения был принят в систему Минсельхоза РФ, где занимался проблематикой субсидий и развития инвестиционных систем. Параллельно получил второе высшее образование в области информационных технологий. Работал в ряде других госструктур. В начале 2019 года пришел в недавно образованный филиал Мосгортранс, занимающийся речным транспортом. Участвовал в реализации проекта капитальной модернизации Северного речного вокзала. После запуска объекта стал заместителем директора вокзала, а в январе 2022 года занял должность директора. Женат.

LisovSRV 4 1223