Почти незаметно в свои права вступил апрель – месяц, в котором стартуют круизы по рекам, озерам и каналам центра России. Впрочем, произойдет это знаменательное для всех речников и любителей водных путешествий событие не раньше конца этого месяца, ближе к продолжительным майским праздникам. Ну а пока что круизные суда продолжают пребывать в местах своих межсезонных стоянок. И не просто стоят, а активно готовятся к предстоящей навигации в различных затонах и портах обширнейшего Волжского речного бассейна, простирающегося от Ростова-на-Дону до тверского Верхневолжья.
Интересно, что в нынешнем низком сезоне четырехпалубные круизные лайнеры компании «Донинтурфлот» пребывают на традиционном отстое как в самом Ростове-на-Дону – ее базовом порту, так и в Твери. В октябре прошлого года сюда, в Тверской грузовой порт, находящийся на окраине города, последовательно пришли три теплохода: «Антон Чехов», «Тихий Дон» и «Игорь Стравинский». А в начале следующего месяца к ним добавился и «Сергей Дягилев», проработавший в прошлую навигацию рекордный срок до 3 ноября.
О том, как прошло зимовье в Твери, и о подготовке к неумолимо приближающейся круизной навигации-2025, нам рассказал капитан теплохода «Тихий Дон» Константин Фунтов:
- По завершению сезона «Донинтурфлот» предоставляет каждому экипажу примерно месяц на проведение работ по выводу теплохода из эксплуатации. И после постановки на прикол на так называемую зачистку судна уходит где-то суток 12, после чего основная часть команды – обслуживающий персонал и рядовой состав, его покидают. В то же время на борту, в машинном отделении, механики приступают к плановым ремонтно-профилактическим работам. На палубе, в свою очередь, штурмана заступают на вахту по охране теплохода.
В дальнейшем на всех судах остается небольшой экипаж – дежурная служба, порядка 11 человек на весь караван. Их основная функция – охранная. Что же касается бортовых работ, то поначалу их не так и много, но они всё равно ведутся. Так продолжается вплоть до февраля, когда представители команд начинают постепенно, по одному-два человека в день, прибывать на свои теплоходы. Соответственно возрастают и объемы работ, прежде всего, начинают готовить к покраске и красить бортовые помещения.
В нынешнем феврале планировалось покрасить и корпуса судов, как это обычно делается. Однако, зима выдалась известно какая, и не только Москва-река, но и Верхняя Волга толком не замерзала. И лед, на который можно было бы смело выходить, простоял в конце февраля не более недели, а уже к 5-6 марта полностью сошел. Так что, покраситься традиционным способом со льда так и не удалось, из-за чего пришлось красить теплоходы со шлюпок, что, конечно же, на порядок сложнее.
На теплоходе «Тихий Дон» большой объем работ в нынешнем межсезонье не проводился, поскольку многое было сделано еще в прошлом году. Предусматривался лишь текущий ремонт, а также обновление каютных и общих помещений. Однако на других судах каравана дел накопилось значительно больше. Серьезные работы, к примеру, проводились на «Дягилеве»: в кубриках экипажа менялась мебель, линолеум, на камбузах и в вестибюлях шла замена плитки, и еще предстоит застелить новый ковролин в носовой части шлюпочной палубе. Кроме того, поменяли телевизоры, а заодно установили систему отельного телевидения.
На «Чехове» тоже идет обновление ковра в солярии на верхней палубе. Также заменяют напольные покрытия внутренних помещений, ремонтируется камбузная плитка. Не меньше хозяйственных забот и на «Стравинском», где ремонт продолжается полным ходом. Проводится он как силами судовых команд, хотя нередко привлекаются и квалифицированные специалисты со стороны.
К концу марта практически весь командный состав теплоходов, за редким исключением, уже находился на борту. В то же время, рядового состава было еще немного, поскольку составляют его главным образом курсанты, которых отпускают на практику из речных училищ не раньше начала апреля – так построен учебный процесс. А по факту они появляются на теплоходах и вовсе не ранее десятых чисел апреля.
И теперь, ближе к середине текущего месяца, круизным судам предстоит предъявиться всем проверяющим органам: от Российского Классификационного Общества (РКО) – бывшего Речного Регистра, до Роспотребнадзора и портового контроля.
А к майским праздникам теплоходы «Донинтурфлота» начнут постепенно покидать гостеприимный тверской порт. Первым курс на Северный речной вокзал возьмет «Сергей Дягилев» - этот лайнер, кстати, 25 марта одним из первых откроет круизную навигацию в Москве. За ним проследуют «Антон Чехов» и «Тихий Дон», чьи круизные туры стартуют 29 и 30 марта, соответственно. Последним, точнее крайним, уже в первых числах мая, из Твери отчалит «Игорь Стравинский».
В прошлом межсезонье, напомним, три теплохода «Донинтурфлота», в том числе «Дягилев» и «Тихий Дон», зимовали на Северном речном вокзале. Наверное, удобней во всех смыслах было готовиться к летней навигации, находясь в Москве? Константин Фунтов так не считает: «Везде есть свои плюсы и минусы», – говорит капитан «Тихого Дона». И главный плюс пребывания в грузовом порту Твери, отметил он, заключается в том, что, в отличие от столичной стоянки, это закрытая и охраняемая территория, а потому экипаж чувствует себя тут гораздо спокойнее и, если угодно, более защищенно. Кроме того, здесь гораздо проще обстоит дело со снабжением: необходимый груз может прибыть в любое удобное время, а не только в вечерний и ночной период, как было в Москве. Кроме того, в тверском порту на набережной есть портальные краны, что тоже упрощает процесс доставки на борт тяжелых или габаритных предметов.
К минусам можно отнести, пожалуй, транспортную удаленность порта. Хотя и это неудобство относительно: к примеру, добраться сюда с железнодорожного вокзала на такси можно в среднем за 12-15 минут, заплатив 300-400 рублей. Или же на автобусе, что потребует 25 минут и 35 рублей. А до Москвы из Твери, кстати, есть возможность доехать за 1 час 40 минут на «Ласточке», и всего за час – на «Сапсане».
Подготовил Игорь Горностаев