Сочи Гл 715

В морском порту Сочи 13 июля пришвартовался лайнер MSC Opera круизной компании MSC Cruises, что стало во многом знаковым событием для российской круизной индустрии. Дело в том, что в сочинскую гавань впервые зашло судно одного из ведущих круизных операторов мира, которое начало принимать и обслуживать российских туристов на регулярной основе. В свой первый круиз с россиянами на борту по 15-дневному маршруту Сочи – Стамбул – о. Миконос – о. Санторини – о. Кефалония – Дубровник – Венеция – Бари – Пирей – Констанца – Сочи MSC Opera отправилась в тот же день.

Руководство компании PAC Group выдвинуло идею проведения круизных туров из Сочи еще три года назад. Российского туроператора поддержали и в MSC Cruises, чьим генеральным представителем на территории России он выступает. Но прежде чем задуманное воплотилось в жизнь, произошел ряд событий, которые удачным образом вылились в реализацию намеченной программы.  

 

Из истории сочинских круизов

 

Морскими круизами компания PAK Group занимается с 2003 года. С MSC Cruises она начала сотрудничество в 2006 году. С самого начала туроператор предложил своему партнеру организовать для россиян так называемые «домашние», наиболее востребованные у потребителей, круизы с отправлением из Санкт-Петербурга. При этом ситуация на Балтике отличалась от ситуации на Черном море: лайнеры MSC Cruises заходили в питерскую гавань, весьма популярную в Европе, но россиян на борт не сажали. Стараниями российского представителя ситуацию удалось изменить, и наши соотечественники получили возможность отправляться в путешествия из своего внутреннего порта. Опыт оказался достаточно удачным, что, безусловно, сплотило партнеров. Показательно, что в дальнейшем и другие известные круизные бренды стали дозагружать свои круизные суда в Петербурге. Так, в нынешнем году этим занимаются компании Princess Cruises и Costa Cruises.

После нескольких лет успешного сотрудничества с MSC руководство PAK Group решило организовать массовые выезды россиян из Сочи, хотя было ясно, что воплотить этот замысел будет гораздо сложнее, поскольку под черноморский маршрут требовалось специально ставить отдельный рейс. Но, самое главное – сочинский порт тогда еще не мог принять на своем причале суда тех размеров и осадки, что находились во флоте MSC. Тем не менее, опять же с подачи PAK Group, в 2008 году появились осенние 12-дневные туры MSC Cruises из Одессы, отправлявшиеся в Средиземное море. Турпродукт оказался весьма востребованным и на российском, и на украинском рынке. Однако ввиду известных событий, в 2014 году эти круизы пришлось отменить.

К этому времени уже прошли зимние Олимпийские игры в Сочи, порт серьезно модернизировали, и он стал вполне доступным для круизных судов большой вместимости. После чего круизная компания и решилась на проведение принципиально новой для нее программы, несмотря даже на определенный риск с коммерческой точки зрения. Риск, прежде всего, состоял в том, что отдаленность сочинского порта от средиземноморских круизных центров заставляла создавать достаточно продолжительные для европейских потребителей морские туры.

Поэтому основной упор делался именно на российских любителей морских походов. Отчасти помочь заполняемости MSC Opera должен был и турецкий потребительский рынок. Ситуация во многом нетипичная, поскольку европейские и, тем более, американские круизные компании при планировании нового маршрута ориентируются, в первую очередь, на «своих» пассажиров и редко делают ставку на совокупность рынков. К тому же, как сообщил руководитель круизного департамента PAK Group Михаил Фельдман, они также принимали участие в составлении маршрута «Оперы», хотя крупные круизные компании обычно не привлекают к этой работе туроператоров. Задача была – на пути следования лайнера из Сочи в Венецию и обратно собрать воедино все наиболее интересные российским путешественникам точки, не забывая при этом и об иностранцах.

Сочи 715 2

 

Первый рейс и все последующие

 

Самый первый рейс MSC Opera по маршруту Венеция – Бари – Пирей (Афины) – Констанца – Сочи, который его организаторы назвали символично «Первооткрыватели», состоялся с 6 по 13 июля. За эту неделю MSC Opera совершила переход из Средиземного в Черное море. На борту лайнера находилось более 420 российских туристов, среди них около ста сотрудников туристических агентств, представители прессы, руководители и специалисты компаний PAC Group и MSC Cruises. Причем, компания PAK Group сделала этот круиз для своих агентов не как обучающий – они могли взять в путешествие своих близких и детей, чем многие и не преминули воспользоваться. Большинство агентств было, конечно же, из Москвы, но выехало также немало представителей регионов и некоторых стран СНГ.

Первый рейс, к тому же, стал по-настоящему инаугурационным не только для открывающегося российского направления, но и для обслуживающего его лайнера. Дело в том, что перед его началом MSC Opera прошла полную реновацию, в ходе которой была проделана уникальная операция: по центру судового корпуса была вставлена дополнительная секция длиной около 30 метров. За счет чего на борту появились дополнительные каюты и внутренние помещения, а вместимость судна возросла с 2 до 2,5 тыс. пассажиров. Также проводилась замена мебели, ковровых и прочих покрытий, менялась и другая корабельная «начинка». Немало нововведений сделано и в расчете на маленьких пассажиров. Причем, реновация заняла не более 2,5 месяцев. Как раз после завершения работ «Опера» и отправилась в Сочи, на принципиально новый для нее рынок.

Сочи 715 3

Всего с июля по сентябрь будет выполнено пять круговых двухнедельных походов из Сочи и по одному недельному между Сочи и Венецией. Как сообщил генеральный директор PAC Group Илья Иткин, продажи по ним проходят вполне успешно. Так, ко времени прибытия лайнера в российскую гавань, компания допродавала остатки туров на конец августа и сентябрь. Ее квота в сезоне составляет 200 кают на рейсе, что соответствует в среднем 450-500 мест в каждом круизе. Минимальный тариф на одного человека в двухместной каюте – 1,2 тыс. евро, плюс 150 евро на портовые сборы. Немаловажно также, что с двумя взрослыми один или два ребенка могут путешествовать бесплатно – оплачиваются только сборы.

Продажи на сочинском направлении были открыты еще в конце прошлого года. Динамика спроса на него постоянно менялась, в частности, в ноябре-декабре 2014 года, в связи с падением курса рубля, отмечался значительный спад спроса. Чтобы изменить ситуацию, MSC пошла навстречу российскому круизному рынку, как сообщил Михаил Фельдман, и довольно существенно – на 20% – снизила тарифы на морское путешествие. Что во многом и позволило в дальнейшем обеспечить хорошую загрузку.

 

Круизный флот MSC сегодня и завтра

 

Стоит более подробно сказать о круизном судовладельце. И начать надо с того, что MSC Cargo – итальянская семейная компания, основанная в 1970 году. В настоящее время это второй в мире морской перевозчик грузов, владеющий 418 судами, включая три самых больших по тоннажу. Одним из его подразделений выступает круизная компания MSC Cruises, флот которой насчитывает 12 лайнеров трех классов. К классу Fantasia, строительство которого велось в 2008 – 2013 годах, относятся суда MSC Fantasia, MSC Preziosa, MSC Divina и MSC Splendida. Их вместимость составляет 4 тыс. пассажиров, водоизмещение – 138 тыс. тонн. Другой класс, поменьше, Musica, пассажировместимостью 3 тыс. человек и водоизмещением 90 тыс. тонн, включает лайнеры MSC Musica, MSC Magnifica, MSC Poesia и MSC Orchestra. Они были спущены на воду с 2006 по 2010 год. И самые «маленькие» лайнеры класса Lirica имеют тоннаж 67 тыс. тонн и рассчитаны на перевозку 2,5 тыс. пассажиров. Это – MSC Lirica, MSC Armonia, MSC Sinfonia и знакомая нам MSC Opera. Они строились раньше всего, в 2001 – 2004 годах, а в 2014 – 2015 годах, как и «Опера», в соответствии с программой MSC Cruises «Ренессанс», прошли или пройдут полную реновацию, общая стоимость которой составляет 200 млн евро.

Активно осваивать круизный бизнес MSC Cruises начала с 2003 года, когда четыре судна компании перевезли около 120 тыс. туристов. Всего через 10 лет, в 2013 году, число ее клиентов возросло до 1,64 млн, или на 800%, что вывело компанию на 4 место по пассажирообороту в рейтинге ведущих круизных операторов мира. За это время по заказу MSC были построены 10 новых лайнеров. А в 2024 году компания собирается довести число своих пассажиров до 3,29 млн человек. Добиться этого результата, который превзойдет нынешний почти вдвое, намечено за счет увеличения единиц действующего флота. По заказу компании будет построено семь новых лайнеров.

С нынешнего июля MSC Cruises и PAC Group начали продажи на морские туры, которые с мая 2017 года будет выполнять новейший пассажирский лайнер MSC Meraviglia поколения Vista. Он станет самым большим круизным судном, построенным европейской круизной компанией, и вторым по вместимости в мире. На борту этого лайнера, длиной 315 метров и водоизмещением 167,6 тыс. тонн, смогут разместиться 5,7 тыс. пассажиров. Свой первый сезон MSC Meraviglia проведет в Западном Средиземноморье, совершая круизы с выходом из трех портов – Генуи, Марселя и Барселоны.

Что еще важно, на нем будет представлен ряд новейших инновационных сервисов. Известно также, что потолок крытого променада MSC Meraviglia планируется выполнить в виде огромного светодиодного экрана площадью 480 кв. м, который станет транслировать различные изображения, создавая своеобразную атмосферу и днем, и ночью. Вводятся и новые категории кают: Family и Super Family, а также каюты-дуплекс. Еще на создающемся лайнере появится более просторный MSC Yacht Club – отдельная территория на верхних палубах в носовой части лайнера, где есть собственный солярий, салон и ресторан. MSC Meraviglia строится на французской судоверфи STX France. При этом он сам, а также его «сестры», которые сойдут на воду в 2019, 2021 и 2022 годах, создаются для круизных путешествий, которые можно проводить в любое время года и на любом направлении.

Другой же класс лайнеров нового поколения – MSC Seaside, наоборот, рассчитан на морские путешествия в теплых широтах. Его строительство по заказу компании началось в конце июня на итальянской судоверфи Fincantieri в Монфальконе. Имея регистровый тоннаж 154 тыс. тонн, он будет вмещать до 5 179 пассажиров. Спуск на воду MSC Seaside состоится через два года, но продажи круизов откроют заранее, уже в нынешнем ноябре. МSC Seaside также станет первым среди лайнеров-близнецов, которые появятся на судоверфи Fincantieri в 2018 и 2021 годах.

MSC Siaside 715

Этот лайнер отличается смелой конструкцией и высокой технологичностью. Чего стоит променад с круговым видом на море, а также интерактивный аквапарк с пятью водными горками и аттракционами для путешественников всех возрастов. На борту появятся и сдвоенные каюты для семей и групп друзей, роскошные люксы с джакузи и висячими садами. На MSC Seaside тоже разместится просторный MSC Yacht Club. А помещения общего пользования смогут похвастать двухпалубным атриумом со стеклянными стенами и панорамными видами. В свое дебютное путешествие MSC Seaside отправится в ноябре 2017 года.

 

MSC Opera – от Сочи до Гаваны

 

Экономическую целесообразность сочинского рейса его организаторы оценят в конце сезона. Но, судя по предварительным данным, результаты должны быть обнадеживающими. В то же время исполнительный директор компании MSC Cruises Антонио Парадизо сообщил журналистам, присутствовавшим на инаугурационном круизе, что, скорее всего, маршрутов Сочи – Венеция в следующем году не будет. И дело тут вовсе не в финансовой составляющей, а в том, что у круизной компании в настоящее время просто нет в достаточном количестве лайнеров, чтобы поставить их на все интересующие направления. Ситуация, как уже отмечалось, заметно изменится через два года, и тогда, по словам Антонио Парадизо, круизы из российского черноморского порта наверняка возобновятся. В свою очередь, гендиректор PAC Илья Иткин отмечает, что в 2016 году есть возможность проведения осенних круизов MSC из Сочи. И туроператор ею непременно воспользуется, пообещал г-н Иткин.

MSC-Opera-Logo-02

Одновременно MSC Cruises продолжает развивать приоритетное для нее карибское направление круизной деятельности. И уже в декабре нынешнего года ее лайнер будет базироваться в порту Гаваны. Причем придет сюда уже знакомый россиянам лайнер MSC Opera, для чего, кстати, его пришлось снять с объявленного маршрута по Канарским островам. Из кубинской столицы лайнер в течение сезона выполнит 16 недельных круизов по Карибским островам. Первый рейс намечен на 22 декабря, он пройдет сразу же после перехода судна через Атлантику. Маршрут включает стоянку в Гаване продолжительностью 2,5 дня, заходы в Косумель (Мексика), Монтего Бэй (Ямайка) и на Каймановы острова. Свой карибский сезон лайнер завершит 12 апреля 2016 года, после чего отправится обратно в Европу.

Как сообщил Михаил Фельдман, новый турпродукт MSC будет пользоваться хорошим спросом у россиян. Главным его преимуществом наверняка станет то обстоятельство, что гражданам нашей страны, решившим отправиться в это морское путешествие, не потребуется получать визы. В то же время, массового потока российских туристов на карибские круизы не было никогда, но вот многие индивидуальные путешественники постоянно проявляют интерес к этому главному круизному региону мирового океана.

 

Игорь Горностаев

 

IMG 2261