Morfasbes G 1222

Правительство Санкт-Петербурга инициировало исключение морского пункта пропуска через государственную границу России на Морском вокзале, который находится на Васильевском острове. Комиссия Минтранса РФ может рассмотреть вопрос об этом до конца нынешнего года. Вокзалом управляет компания «Морской фасад», и сдавая эту территорию в аренду, может финансировать свою деятельность на фоне отсутствия международных морских круизов в российской Балтике.

Морской грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через госграницу РФ на Морском вокзале может быть исключен из границ Большого порта Санкт-Петербурга, сообщил вице-губернатор города Кирилл Поляков, курирующий транспортную отрасль. По его словам, это позволит Смольному эффективнее использовать территорию, доступ к которой сейчас ограничен из-за закрытого статуса пункта пропуска. Петербургское правительство, которому принадлежит АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад», управляющее Морским вокзалом, может организовать в здании и на набережной общественное пространство. Комиссия Минтранса по вопросу пункта пропуска может состояться 20 декабря, сообщил генеральный директор «Морского фасада» Вадим Каширин.

Morfasbes 2 1222В пресс-службе администрации губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова уточнили, что в числе приоритетных направлений дальнейшего развития Морского вокзала – проведение капитального ремонта здания и капитального ремонта причалов. Также рассматривается возможность формирования общественно-деловой зоны на территории имущественного комплекса Морвокзала с платным парковочным пространством, а также строительство марины для организации яхт-клуба. При этом город предусматривает и возможность оперативного возобновления работы Морского вокзала по приему зарубежных паромных и круизных судов.

Напомним, строительство АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» велось в рамках ГЧП с 2005 года. В 2020 году имущественный комплекс Морского вокзала, который находится по соседству с культурным пространством Севкабель порт, был передан в уставной капитал «Морского фасада». Рекорд по приему пассажиров на круизных лайнерах - 265 единиц, был поставлен в 2019 году, тогда в порт прибыло более 643 тыс. пассажиров.

Крупнейшей из прибывшех в порту крутизных компаний стала Carnival Corporation, судозаходы также осуществляли Royal Caribbean, MSC Cruises и Norweigian Cruise. Морской вокзал до 2020 года регулярно обслуживал и паромное судно «Принцесса Анастасия» компании Moby SPL. По данным СМИ, позже оно использовалось в качестве госпиталя Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) НОВАТЭКа в Мурманской области.

Пандемия коронавируса в 2020 году серьезно ограничила круизное сообщение в мире. А в 2022 году после начала специальной военной операции на Украине круизные операторы приостановили судозаходы в Россию. Основу круизного флота в мире составляют суда из США и отчасти ЕС. По словам Вадима Каширина, судозаходы иностранных компаний в «Морской фасад» вплоть до 2024-2025 года не запланированы. Прием морских круизов в 2022 году возобновил АО «Морской порт Сочи», в Турцию там ходил пассажирский лайнер Astoria Grande. Терминалы во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском пока не действуют.

Учитывая то, что инфраструктура «Морского фасада» с 2020 года задействована не на полную мощность, решение использовать часть территории для сдачи в аренду вполне оправдано, считают эксперты. Напомним, общие инвестиции в создание «Морского фасада» оцениваются в 31 млрд рублей, из них 23 млрд рублей – частные средства, а 7,9 млрд – вложения города.

Morfasbes 3 1222Как сообщалось ранее, если навигация все же не будет открыта, то региональные власти будут вынуждены субсидировать компанию, которая ранее за счет собственных средств осуществляла деятельность по содержанию и обслуживанию инфраструктуры. Для сравнения, в 2020 году выручка АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» сократилась почти в 10 раз — до 111 млн рублей, чистый убыток составил 367 млн рублей. В 2021 году выручка выросла до 189,2 млн рублей, а чистый убыток составил 248,2 млн рублей.

Среди вариантов дальнейшего использования Морского вокзала обсуждалась его реконструкция под гостиницу. Об этом интересе ранее заявлял оператор «Азимут Хотелс Компани». По словам источников издания, снятие ограничений на доступ позволит к набережной Морского вокзала и на территорию здания привлечь заведения общепита, розничные компании, культурные и досуговые центры. Также есть предложение, что городское пространство вокзала может быть продолжением прогулочной зоны Севкабель порта. Источники в Смольном подчеркивают, что аренда и комплексное развитие территории будет выставлено на конкурс.

Эксперт транспортного развития территорий Лаборатории градопланирования Илья Резников считает, что функционирование Морского вокзала в качестве морского пассажирского терминала, после ввода в эксплуатацию пассажирского порта «Морской фасад» на намывных территориях было неоправданно. «При росте интенсивности судоходства комплекс бы пригодился, но в сложившейся обстановке, даже мощности нового морского порта явно избыточны. Строго говоря, сейчас вообще не очень понятно, когда они потребуются в полном объеме, так как не ясно, когда иностранные круизные суда смогут возобновить заходы», — говорит он.

По словам эксперта, использование Морского вокзала в качестве общественного пространства – более логичное решение, чем застройка места, например, жилыми или коммерческими зданиями. Вместе с этим, он подчеркивает, что важно сохранить причальную инфраструктуру. «Создание причалов – это дорогое мероприятие; к тому же причал невозможно построить в любом месте. Да, сейчас непонятно, когда причалы здесь потребуются, но будет лучше, чтобы сохранялась сама техническая возможность принимать здесь суда в будущем», — поясняет эксперт.

Одним из решений, по его словам, могло бы быть перенаправление на Морвокзал части речных круизных судов, прибывающих в город со стороны Ладожского озера. Однако проводка речных теплоходов через Санкт-Петербург возможна только ночью во время разводки мостов, поэтому количество судов будет ограниченно, признает он.

  

По материалам ИАА «ПортНьюс»