В ближайших планах дизельных ледоколов «Капитан Драницын» и «Капитан Хлебников» - перевозка и обслуживание туристических групп. О новых разработках ФГУП «Росморпорт», которому принадлежат эти суда, сообщил генеральный директор по флоту Василий Стругов.
Оба ледокола будут задействованы в линейных круизных походах по Северному морскому пути. Судно «Капитан Хлебников» базируется во Владивостоке, а «Капитан Драницын» — в Мурманске. По плану, разработанном в «Росморпорте», ледоколы будут выходить в один день из Мурманска и Владивостока и двигаться во встречном направлении. По пути они станут заходить в ряд портов, а также посещать наиболее интересные острова Северного Ледовитого океана. Предполагается организовывать туры продолжительностью от трех недель до месяца, отметил Василий Стругов. Также планируется привлечь подрядчика, который организует программу пребывания пассажиров на судне, разработает программу береговых экскурсий, а также займется вопросом реализации круизов.
Отметим, в задачи «Росморпорта» входит содействие развитию морской транспортной инфраструктуры страны, участие в реализации госпрограмм в области морского транспорта РФ, а также оказание услуг по обеспечению безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним. В собственности госпредприятия в настоящее время находятся 286 судов, включая дизельные ледоколы. Его официальными учредителями выступают Минтранс РФ и Минимущество РФ.
Как подчеркнул гендиректор «Росморпорт» по флоту, предприятие оказывает и коммерческие услуги, доход от которых идет на содержание и ремонт ледоколов. По его словам, коммерческая деятельность распространяется как на зимнюю навигацию по трассе Севморпути, так и на летний период, где заказчику могут быть представлены те же самые пассажирские рейсы по тем же маршрутам. Это относится и к ледоколам «Капитан Драницын», «Капитан Хлебников» и некоторым другим.
Показательно, что до событий 2022 года на Украине эти суда привлекались, в частности, новозеландцами, которые неоднократно ходили на них в Антарктику. Как уточнил Василий Стругов, «Росморпорт» собирается сделать из этих двух ледоколов комфортные пассажирские суда, реновировав их до уровня нового ледокола «Виктор Черномырдин». Сейчас завершается подготовка технического проекта модернизации. Сроки ее проведения при этом не называются.
Оба ледовых судна - «Капитан Драницын» и «Капитан Хлебников», принадлежат к серии дизельных ледоколов типа «Капитан Сорокин». Они были построены в Финляндии в 1980 и 1981 годах. Длина судов составляет 132,4 метра, ширина — 30,5, крейсерская скорость хода — 15 узлов. Кстати, суда этого типа изначально строились с учетом возможной перевозки пассажиров. Они имеют 49 кают четырех классов комфортности с ванными комнатами, нижними койками и письменными столами. На борту также имеется ресторан, бар, спортзал, сауна, бассейн с подогретой морской водой, библиотека, лифт и небольшой госпиталь. Оснащён ледокол и лёгкими надувными лодками для прогулки вдоль кромки льда или айсберга. Общая пассажировместимость каждого из них составляет 120 человек.
Таковы планы, ну а пока что единственный ледокол, который регулярно отправляется в круизные рейсы из Мурманска, это атомоход «50 лет Победы» находящийся в ведении ФГУП «Атомфлот». Его пассажирская навигация проходит в летние месяцы. Основной туристический продукт — круиз «На ледоколе к вершине планеты». Стоимость этого путешествия достаточно высокая, и в настоящее время составляет более 2,5 млн рублей с человека за 13 дней.
Напомним, в январе прошлого года правительство РФ утвердило концепцию развития круизного туризма в России до 2024 года включительно. Она предполагает расширение маршрутной сети морских круизов, в том числе в Сибири, Арктике и на Дальнем Востоке. Как отмечается в документе, намечено создавать новые экскурсионные программы с посещением особо охраняемых природных территорий, развивать существующие круизные направления, а также сделать путешествия в российских высоких широтах более доступными и привлекательными.
Кроме того, в начале нынешнего года на рабочем совещании в правительстве РФ, проходившем под председательством президента России Владимира Путина, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий туристическую отрасль, заявил о целесообразности использования научных судов в круизных целях. В связи с чем, Минэкономразвития, в чьем ведении сегодня находится отечественная туриндустрия, было поручено рассмотреть возможность организации специальных научно-исследовательских теплоходов для последующего проведения продолжительных морских путешествий.
Иван Коблов