Клуб «Морские практики» существует с 2009 года и объединяет людей, увлечённых морем и путешествиями под парусом. Капитан и основатель компании Евгений Шкаруба организует походы на яхтах практически по всему земному шару. В настоящее время основная база клуба - верфь «Товарищества поморского судостроения» в Архангельске, где команда исследует отечественные мореходные традиции. Поэтому для своих экспедиций мы строим небольшие открытые деревянные парусные суда - карбасы. Это самый распространённый в Поморье тип судна, использовавшийся некогда на промыслах в Белом море.
Первый карбасный поход клуба состоялся летом 2017 года. Тогда мы построили карбас на реке Мезени и прошли на нём до Соловецких островов. Этот проект получил национальную премию «Хрустальный компас», наглядно продемонстрировав, каким уникальным образовательным, туристическим и научным потенциалом обладает возможность обращения к национальным истокам мореходства. С тех пор в наших северных путешествиях мы сочетаем этнокультурный туризм с яхтенной теорией и практикой.
За прошедшие пять лет нами были проведены более 20 походов и туров по Белому морю и рекам, которые в него впадают: это Мезень, Пинега, Северная Двина, а также по озёрной системе Кенозерского национального парка. В походах приняли участие примерно 150 человек - как бывалые морские путешественники, так и люди, никогда прежде не ходившие под парусом. Отмечу, что с нами интересно тем, кто хочет обрести базовые навыки управления судном, посмотреть манящий и таинственный Русский Север, отдохнуть от шума больших городов в дивных северных ландшафтах. При этом есть возможность отправиться как в семейное путешествие, так и в экстремальный поход за Полярный круг.
В нынешнем году мы продолжаем традицию поморского яхтинга на Северной Двине и приглашаем всех желающих присоединиться к расширенному маршруту, включающему также реку Сухону в Вологодской области и регатный этап близ Архангельска. Стартует путешествие 10 июня, а завершится 24 июля. Весь путь составит примерно 1,2 тыс. км, но при этом экспедиция будет разделена на 5 приблизительно равных этапов продолжительностью по 9 дней. И к каждому из них можно будет присоединиться.
По пути мы посетим такие ключевые точки региона как Вологда и Тотьма, Великий Устюг, Верхняя Тойма, Емецк, Архангельск, а также аутентичные северные деревни. Увидим, как живут люди в больших и малых городах Вологодчины и Подвинья, побываем в музеях, на восстановленных промыслах и других культурных объектах. Ночевать будем в гостевых домах с банями у местных хозяев, а в диких местах на реке - в палатках. По пути движения самостоятельно готовим походную пищу на костре или на горелке.
Всё это, а также трансфер от станции прибытия, необходимое для лодок снаряжение и наставничество капитана в непростых делах управления судном, включено в стоимость водного путешествия. Его цена составляет 69 тыс. рублей. Причем для детей младше 12 лет действует скидка в размере 25%. Самостоятельно участники оплачивают дорогу до места, билеты на экскурсии и дополнительное питание, например, в местных кафе и ресторанах.
Предлагаемый маршрут примечателен ещё и тем, что именно в этих местах около ста лет назад путешествовали исследователи русской культуры И.Э. Грабарь и П.Д. Барановский. Они описывали состояние памятников архитектуры и культуры, а мы теперь имеем возможность сравнить, что произошло за прошедшее время, обратясь к их мемуарам. Как и мы, архитекторы и художники в числе прочих транспортных средств использовали карбасы, конструкция которых до сих пор практически не изменилась, так что они являются наглядным примером живой и продуктивной традиции.
Простота устройства и управления карбасом позволяет набирать экипаж лодки из участников любого возраста и пола. При этом дети с 6 лет могут находиться в группе в сопровождении родителей. В каждом походе есть капитан и старпом, ответственный за хозяйственную часть. Капитанский карбас выступает судном сопровождения и багажным отделением группы, он оснащён мотором на случай, если появится необходимость подтянуть флотилию до места стоянки в сильный встречный ветер.
Сама флотилия состоит из 3 карбасов, на каждом из которых может комфортно разместиться до 4 человек. Длина лодки - около 6 метров. Парусное вооружение - грот и фок. У каждой лодки также есть румпель и две пары вёсел, благодаря чему каждый участник тура во время движения занят исполнением судовой роли гребца, шкотового или рулевого.
Мы приветствуем также творческие роли участников похода: формат экспедиции подходит для написания дневников, стихов, эссе, съёмки документальных фильмов, художественных практик - будь то графические наброски, живопись акварелью или фотография. Кроме того, по пути все мы, участники похода, будем постигать, что же так манит художников и непосед на Русский Север. Путешествие по живописным и загадочным северным рекам открывает для многих людей самый разные, порой просто удивительные возможности. Кто знает, какие идеи и замыслы посетят вас после парусной практики на реке с её неспешным течением сквозь время и пространство?
Михаил Крупенин,
руководитель направления туризма клуба «Морские практики»