Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Захарий Джиоев на прошлой неделе побывал на стройплощадке международного морского порта для круизных и грузопассажирских судов. Объект строится в городе Пионерский Калининградской области, его официальным заказчиком выступает ФГУП «Росморпорт». Как сообщила пресс-служба этого госпредприятия, на прошедшем в регионе рабочем совещании глава воднотранспортного ведомства поставил задачу сократить сроки строительства. Планируется, что портовый долгострой, который должен был войти в эксплуатацию почти четыре года назад, все-таки сдадут в следующем году.
Как уже неоднократно сообщалось, реализация проекта по созданию круизного терминала на российской Балтике будет способствовать повышению ее привлекательности для внутреннего и внешнего туризма. Терминальное здание сможет принимать около 250 тыс. пассажиров в год. Кроме того, в связи с ограничениями со стороны стран Евросоюза, наложенными на Калининградскую область, а также из-за отсутствия прямого сообщения с остальной территорией России, ввод в строй специализированного порта и морвокзала поспособствует и обеспечению транспортной доступности эксклава. Новый терминал планируется связать водными линиями с морскими портами в Ленинградской области.
Проект строительства порта и вокзального здания для круизных и грузопассажирских судов в Пионерском осуществляется в рамках подпрограммы «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». Ранее сообщалось, что реализация проекта позволит обеспечить заход 110 круизных судов в год, паромное судоходство с 80 тыс. пассажиров и 80 тыс. единиц накатных грузов в год при 312 ежегодных судозаходах паромов.
Печальная история одного строительства
При этом нынешняя хронология создания пионерского порта с терминалом выглядит довольно пессимистично. И главное потому, что сроки окончания строительства переносились уже не раз и не два. Соответствующие работы в Калининградской области стартовали еще в феврале 2018 году, и должны были завершиться в 2019 году, однако из-за проблем с подрядчиками оказались надолго заморожены. Первым генеральным подрядчиком строительства стала самарская компания «Больверк», которая должна была выполнить намеченное за 7,3 млрд рублей. Однако в ноябре 2019-го «Росморпорт» расторг с ней контракт из-за срыва сроков. В свою очередь, следственный комитет прокуратуры возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Ущерб государству оценили в 1,6 млрд рублей.
В феврале 2020 года «Стройтрансгаз» победил в последовавших торгах на сохранение инженерных конструкций порта в зимний период. Работы успешно завершили в июне 2020 года. Предполагалось, что в дальнейшем эта компания станет генподрядчиком терминала, однако контракт на сумму 6 млрд рублей почему-то заключили с «Интер РАО-Инжиниринг». И в январе 2021 года она отказалась от обязательств.
После этого «Росморпорт» решил заново определить начальную стоимость работ по возведению порта и терминала. В июле того же года объявили торги на достройку, в результате чего генеральным подрядчиком стала ФГБУ «Морская спасательная служба» (Морспасслужба). Ей и предстоит завершить создание международного грузопассажирского терминала, включая два причала общей длиной 725 метров и акваторию для приема паромных судов и современных круизных лайнеров, причал для судов портового флота протяженностью 110 метров, оградительные и берегоукрепительные сооружения, здание и береговую инфраструктуру терминала.
Далее, в августе 2022 года петербургское ООО «Геоизол» как субподрядчик было признано победителем конкурса на выполнение работ по строительству здания пассажирского терминала, ливневой канализации, радиорелейной мачты и обеспечению транспортной безопасности на объекте. Цена договора была определена в 2,2 млрд рублей. Прежде «Геоизол» построил в Калининградской области несколько крупных инфраструктурных объектов.
Очередные переносы, надеемся, последние
При подписании контракта с очередным теперь уже генподрядчиком - Морспасслужбой, сдача объекта назначалась на 1 апреля 2023 года. Затем ее плавно отложили на 1 января 2024 года. Одновременно в сентябре 2022 года была увеличена стоимость контракта с 5,582 млрд до 6,896 млрд рублей.
А в текущем месяце срок строительства международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерский Калининградской области продлили аж до ноября 2024 года. Об этом говорится в материалах сайта госзакупок. ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» и ФГБУ «Морская спасательная служба» 15 марта заключили дополнительное соглашение об увеличении срока выполнения работ по строительству этого многострадального терминала. Очередной датой завершения работ на объекте теперь считается 30 ноября 2024 года.
Планируется выполнить те работы, которые уже давно должны были быть закончены. И в частности, строительство причалов. Что послужило причиной изменения графика, в соглашении не указывается. При этом срок исполнения всего контракта - 20 января 2025 года. Что означает «всего» контракта, тоже не понятно.
Иван Коблов