Групп компаний (ГК) «Стройтрансгаз» ведет работы по строительству комплекса морской и береговой инфраструктуры в черноморском городе-курорте Геленджике. Как сообщила ее пресс-служба, в настоящее время на объекте в Геленджике на 100% готов Южный мол и на 85% — Северный. На молах оборудовано пять причалов, на которых завершены основные строительные работы. Работа проводится в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы России».
На берегу Черного моря будет создан современный порт, способный принимать пассажирские суда, моторные и парусные маломерные суда различного класса. Одним из главных элементов, которые сооружаются при строительстве такого объекта — молы. Это оградительные гидротехнические сооружения, которые защищают акваторию от морских волн и формируют саму марину.
Завершаются работы по благоустройству Северного мола, причалов и берегоукрепления, прокладываются инженерные сети. Работы по дноуглублению выполнены на 74%. Самая глубокая отметка дна после выполнения работ составит 7,5 м. Отмечается, что реализация проекта позволит значительно повысить туристическую привлекательность черноморского курорта, а также будет способствовать развитию морских транспортных путей прибрежного региона.
Напомним, в сентябре 2018 года ФГУП «Росморпорт» и АО «Стройтрансгаз» подписали государственный контракт на разработку рабочей документации и выполнение работ по строительству федеральной собственности в составе объекта «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик». Заявлялось, что в комплекс войдет пассажирский терминал с причалом для приема пассажирских судов с осадкой до 5,9 м, длиной до 142 м и пассажировместимостью до 940 человек, яхтенная марина, оградительные гидротехнические сооружения, здание пассажирского терминала с пунктом пропуска пассажиров через государственную границу и другие вспомогательные здания и сооружения. Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства при участии частного инвестора ООО «Морской Порт Геленджик».
На строительстве яхтенной марины
С мая 2018 года компания «Морской порт Геленджик» совместно с ФГУП «Росморпорт» осуществляет проект по строительству комплекса береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик и многофункционального рекреационного комплекса «Геленджик Марина». Проект включает современную яхтенную марину на 250 мест, пассажирский терминал с международным пунктом пропуска, многофункциональный конгресс-центр, выставочное пространство, отель, яхт-клуб. Строительство комплекса должно быть выполнено до 2027 года. Объем инвестиции ООО «Морской порт Геленджик» заявлен в размере до 100 млрд рублей.
Как стало известно в марте, правительство РФ собирается предоставить ООО «Морской порт Геленджик» земельный участок, находящийся в федеральной собственности, без проведения торгов для реализации проекта многофункционального рекреационного комплекса «Геленджик Марина». Компания получит земельный участок в аренду на 5 лет. Согласно документу, Росморречфлот и ФГУП «Росморпорт» должны заключить с компанией соглашение, предусматривающее снос и утилизацию находящегося на земельном участке федерального имущества. В их числе грузовой пирс на Тонком мысе порта Геленджик.
К настоящему времени построены распределительная трансформаторная станция, здание дежурного по яхт-клубу, локальные очистные сооружения, резервуары для сбора и временного хранения нефти и нефтепродуктов при ликвидации аварийных разливов. Ведется монтаж системы канализации. Завершение строительных работ на отдельных объектах комплекса яхтенной марины запланировано на лето 2023 года.
Возможные планы на будущее
В рамках развития транспортной инфраструктуры Азово-Черноморского побережья, возможно создать сеть марин для яхт и судов прибрежного пассажирского сообщения. Реализация проекта обеспечит навигацию в береговой зоне, высадку и посадку пассажиров при неблагоприятных погодных условиях, и безопасную стоянку судов у причалов. С таким предложением выступил эксперт группы компаний АМД и научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ Николай Гришин. Всего предполагается создать 44 марины, в каждой из которых будет находиться причал и пассажирский терминал для местных линий.
Автор идеи отмечает, что морское пассажирское сообщение поспособствует развитию туристической инфраструктуры. По его мнению, марины должны войти в состав транспортно-пересадочных узлов, что позволит оптимизировать и повысить эффективность различных видов транзитного, внутригородского и пригородного транспорта. Одновременно с разработкой марин необходимо создавать инфраструктуру для инженерной защиты береговой зоны, новые пляжи и набережные, а также туристические объекты.
Затраты на возведение первой очереди инфраструктуры для сети марин оцениваются в сумму 1 трлн рублей. Предполагается участие в проекте инвесторов через механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Один из вариантов ГЧП предлагает бюджетное финансирование оградительных гидротехнических сооружений, что составит от 20 до 40% общей стоимости строительства марин. При этом основные гидротехнические сооружения и системы обеспечения безопасности мореплавания будут находиться в собственности государства.
В стоимость реализации первого этапа проекта входит и создание причалов для пассажирских судов и яхт, а также отелей, объектов сервисного обслуживания и общепита, общественных пространств. Автор предлагает придать инвестиционным проектам по созданию марин статус приоритетных и предоставить предпринимателям соответствующие льготы и преференции. Он также считает, что регионы должны учитывать перспективные планы по развитию инфраструктурных проектов марин при разработке схем территориального планирования и других документов стратегического планирования субъектов.
Сергей Кузнецов