В самом разгаре круизный сезон на рынке Самары – третьем по объемам продаж речных туров в России. Как отмечают его участники, в настоящее время ситуация на нем вполне спокойная и стабильная. По их оценкам, количество туристов в нынешнем году заметно возросло. Если год назад загрузка судов составляла в среднем 65-70%, то в текущую навигацию поднялась до 80% и выше.
Крупнейшей судоходной компанией Самары по-прежнему остается «Спутник-Гермес», оперирующий четырьмя теплоходами: трехпалубными «Валерий Чкалов» (пр.26-37 М), «Хирург Разумовский» (пр.588 МА), «Ф.И. Панфёров» (пр.588 МА) и четырехпалубником «Фёдор Достоевский» (пр.301М). Серьезную конкуренцию им составляет самарское отделение круизной компании «ВодоходЪ». В эту навигацию в Самаре базируется ее четырехпалубный теплоход «Семен Буденный» (проект 92-016), а также регулярно заходит из Казани и другое однотипное судно компании «Александр Суворов». Еще один четырехдек «Владимир Маяковский» представляет в городе теплоходная компания ВолгаWolga. Работают в Самаре и еще два ее трехпалубных судна: «Капитан Пушкарёв» (проект 26-37) и «Михаил Кутузов» (проект 588). Однако ВолгаWolga в большей степени ориентирована на туристов из Перми, где сама и имеет прописку, а также на потребительский рынок Екатеринбурга.
Другая крупная круизная компания региона – «ВолгаПлес». В волжские походы из Самары отправляется ее судно «А.И. Герцен», а «Дмитрий Пожарский» ходит до Санкт-Петербурга и обратно. Третий теплоход компании «Космонавт Гагарин» в нынешнем сезоне работает в Нижнем Новгороде. Все суда трехпалубные, 588-го проекта. Еще одна местная компания «РосВояж» организовывает круизы на трехпалубном «Алексее Толстом» (пр.588-К). Таков нынешний состав круизных операторов Самары.
Кроме того, перед началом навигации на самарский рынок собиралась выйти новая компания «Ространстур», образованная в конце прошлого года. Она планировала выполнять речные походы на двухпалубном судне «Мусса Гареев» (проект 305), фрахтуемого в Башкирском речном пароходстве. Представленные новой компанией крайне низкие тарифы сразу же насторожили остальных участников круизного рынка. Были у них к «Ространстуру»и другие вопросы. В первую очередь, относительно технического состояния «Муссы Гареева», долго простоявшем на приколе. Смущал туроператоров и один из соучредителей «Ространстура» Дмитрий Воропаев. До последнего времени он занимал должность исполнительного директора обанкротившейся компании «Самарские путешествия», а до этого успел отметиться в ряде круизных скандалов. Своими опасениями операторы даже поделились с Ространснадзором и областным департаментом туризма, но каких-то конкретных действий с их стороны так и не последовало.
Тем не менее, «Мусса Гареев», как и ожидалось, в навигацию так и не вышел. Однако очередного громкого скандала, которые не раз потрясали самарский рынок, все же удалось избежать. Все прошло относительно спокойно, если не считать образовавшихся задолженностей у «Ространстур», успевшего активно поторговать несостоявшимися круизами. Отдавать же долги своим клиентам, компании теперь, похоже, просто нечем.
Но вернемся на действующий круизный рынок. Остается добавить, что на нем также присутствует питерская круизная компания «Инфофлот», выступающая генеральным агентом по реализации путёвок на теплоход «Александр Невский» (проект 588), принадлежавший волгоградской турфирме «Круиз». Он будет находиться в Самаре до середины сентября. А по краям сезона, весной и осенью, в регионе работают теплоходы «Родная Русь» (пр.26-37М) и «Русь Великая» (пр.РЕКГ.002) туроператорской компании «Круизный флот «Русич».
Речная навигация продолжается, и август – пик круизного сезона. Как сообщили в туркомпаниях, на этот месяц уже в конце июля места на теплоходах были проданы на 65-70%. Как всегда, основная забота у операторов на сегодня заключается в реализации сентябрьских туров. Что само по себе далеко не просто, к тому же, продолжается рост цен на судовое топливо. Если в конце прошлогодней навигации его тонна стоила 28 тыс. рублей, то сейчас многим уже приходится платить 33-34 тыс. рублей. В связи с чем, расценки на речные путешествия, в сравнении с прошлым годом, также возросли на 10-15%. Круизная работа, тем не менее, продолжается.
Игорь Горностаев