Открытие речной круизной навигации намечено на 24 апреля, но уже сейчас по раннему бронированию выкуплено более 50% всех круизов. Туроператоры не спешат делать оптимистические прогнозы на сезон – хороший спрос стимулируют в основном постоянные клиенты с большим размером суммарной скидки и иностранцы.
В этом году раннее бронирование речных круизов по России показало рост продаж в среднем на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилась и его глубина. Уже сейчас наиболее востребованные летние круизы продолжительностью 7-14 дней выкуплены более чем на 50%. Такую активность речные туроператоры связывают, прежде всего, со скидками и желанием постоянных клиентов выкупить круиз заранее.
«Мы значительно увеличили скидку раннего бронирования еще в июле прошлого года», – говорит Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот». «На старте продаж она составляла 15%, сейчас уже 3-5%, но бронирования идут в основном за счёт постоянных клиентов», – отмечает она.
По данным компании «Мостуфлот», в конце февраля «длинные» круизы выкуплены на 50-80% (в зависимости от длительности) практически по всем направлениям, что подтверждают и представители туроператора «ВодоходЪ».
«Процент забронированных туров зависит от расписания конкретного теплохода»,– уточняет Александр Кокшин, коммерческий директор компании «ВодоходЪ». «Например, теплоходы, в расписании которых имеются более длительные круизы, загружены сейчас на 50%, а с непродолжительными рейсами – на 30%»,– уточняет он.
ДОРОГОЕ ТОПЛИВО ПОВЛИЯЛО НА СТРУКТУРУ СПРОСА И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Значительный рост стоимости топлива, который произошёл в прошлом году, повлиял, по мнению экспертов рынка, на структуру спроса этого года. Круизные туроператоры отмечают высокую активность постоянных клиентов и… практически полное отсутствие новых туристов.
Возможно, их отпугивает цена – уже летом прошлого года цены на круизы сезона-2019 поднялись на 25%, а сейчас, с учётом динамического ценообразования и ещё одного скачка цен на дизтопливо на 7% в начале этого года, они выросли ещё больше.
Сейчас хороший спрос поддерживают только скидки раннего бронирования, суммирующиеся с прочими привилегиями постоянных клиентов, но оценивать перспективу предстоящего сезона по ним нельзя.
«Основным фактором, влияющим на спрос, является цена круиза, а в сложившейся ситуации резкого подорожания топлива сделать её приемлемой для клиентов могут только увеличенные скидки раннего бронирования», – говорит господин Кокшин. «Каким образом будут идти продажи дальше, мы будем смотреть по факту», –добавляет он.
«Прогнозы существуют разные, – говорит Андрей Михайловский, генеральный директор Круизного центра «Инфофлот». – Мы надеемся, что удастся стабилизировать рост цен на топливо, поскольку сейчас, несмотря на общую позитивную динамику в сегменте, рентабельность продаж речных круизов стремится к нулю», – считает он.
Согласно данным «Водохода», в конце февраля средняя цена круиза продолжительностью 7 дней в двухместной каюте со всеми удобствами составляет в среднем в 58000 рублей на человека. В Круизном центре «Инфофлот» говорят о 4,5-5 тыс. рублей на человека в сутки при полном пансионе, экскурсиях и развлекательной программе.
Подорожание круизов, вероятно, стало причиной ещё одного нового явления этого года – роста спроса москвичей на круизы из регионов. Туроператоры связывают это с тем, что люди стремятся сократить продолжительность путешествия и за более короткий промежуток времени посмотреть города в низовьях Волги, путь до которых из Москвы достаточно долог из-за прохождения шлюзов.
Еще один тренд – необычайно активное бронирование круизов на майские праздники. Традиционно они не пользовались большим спросом по раннему бронированию из-за непредсказуемости погоды. Но из-за увеличенной скидки со стороны туроператоров, эти круизы уже распроданы как минимум на 60%.
АНШЛАГ НА НОВЫХ МАРШРУТАХ
Большой популярностью у туристов в этом году пользуются и новые теплоходы, и новые маршруты – те, которые появились на рынке впервые или после долгого перерыва. Так, знаменитая «Московская кругосветка» «Мостурфлота», которую было решено возродить в этом году, уже показала стремительный рост продаж. На маршруте будут работать теплоходы «Сергей Образцов», который уже фактически объявил стоп-сейл, и «Сергей Есенин», ранее работавший исключительно с иностранцами – здесь уже выкуплено более 70% кают.
Помимо «кругосветки», «Сергей Есенин» дважды пройдёт в этом году по ещё одному возрождённому маршруту с заходом в Волхов и остановкой в Великом Новгороде. Загрузка на этих рейсах уже превышает 50%, хотя стоимость путешествия на этом теплоходе в среднем выше на 10% по сравнению с другими судами компании, работающими на внутреннем рынке.
Практически полностью раскуплены каюты и на теплоходе «Семен Буденный» туроператора «ВодоходЪ», который будет выполнять новый маршрут из Самары к Соловецким островам.
Повышенный спрос у речных туроператоров наблюдается и на многих других направлениях. Так, на данный момент уже на 90% выкуплены круизы в Пермь, на 80% - на Соловки (с водным маршрутом до Медвежьегорска), на 80-85% в Астрахань. Традиционно быстро выкупаются и маршруты Москва – Санкт-Петербург.
В ТРЕНДЕ ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ И БАЛКОНЫ
Как отмечают туроператоры, в первую очередь на теплоходах заканчиваются одноместные каюты, поскольку людей, путешествующих в одиночку, очень много. Кроме того, большой популярностью пользуются наиболее выгодно расположенные каюты, удалённые от общественных помещений и с хорошим обзором. Каюты с частичными удобствами или без них пользуются спросом всё реже, всё выше спрос на размещение повышенной комфортности.
Каюты с балконом – хит продаж уже не первый год, но в этом году спрос на них еще вырос. Так, например, на модернизированном и достаточно дорогом теплоходе «Сергей Есенин» компании «Мостурфлот» каюты с балконом выкупаются в первую очередь, и на ряде рейсов таких предложений вообще не осталось. Из-за высокого спроса туроператор «Инфофлот» увеличит в этом году количество таких кают на теплоходах «Лунная Соната» и «Василий Чапаев».
Впрочем, экономия коснулась и круизного сегмента. Отмечается рост и в более доступной категории «комфорт», как например, на теплоходе «Александр Суворов» туроператора «ВодоходЪ», который, по свидетельству Александра Кокшина, стал хитом продаж нынешнего сезона на рейсах из Казани.
«На теплоходах класса 92-016 есть вариант с более экономичным размещением – двухъярусные двухместные и трехместные каюты, более доступные, чем вариант с одноярусным размещением», – говорит г-н Кокшин, констатируя, что на сегодняшний день спрос на такое размещение выше в среднем на 40% по отношению к прошлому году.
ТУРОПЕРАТОРЫ СТАВЯТ БОЛЬШЕ ТЕПЛОХОДОВ ПОД ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ
Иностранцы более активно, чем ранее, бронируют в этом году круизы по России. «Мостурфлот» говорит о росте продаж на 10%, а «Водоход» – на 16%. Лидируют здесь как обычно немцы и французы, причём последних в новой навигации будет заметно больше. Туроператоры связывают это с прошедшим в России Чемпионатом мира по футболу как примером хорошей рекламы страны.
Самым популярным направлением у иностранцев остаётся маршрут Москва - Санкт-Петербург, где уже выкуплено более 70% кают от всего объема. На этом классическом маршруте в предстоящем сезоне добавится ещё один теплоход - «А.С. Пушкин» (бывший «Глеб Кржижановский») туроператора «Мостурфлот». На обновлённом судне уже заканчивается косметический ремонт, и тематика общественных пространств будет посвящена «Пиковой Даме» и сюжетам сказок Пушкина.
Также в этом году с иностранным рынком снова будет работать ещё один теплоход компании «Мостурфлот» – «Леонид Красин», который начнёт совершать совмещённые рейсы с иностранными и российскими туристами. В частности, он отправится на Валаам – второе по популярности после Петербурга направление у иностранцев.
НОВИНКИ КРУИЗНОЙ НАВИГАЦИИ-2019
К предстоящему сезону компании подготовили и новые программы для своих туристов. Например, на теплоходах «Мостурфлота» в рамках «Русских сезонов» будут обыгрываться русские сказки: в виде квестов, шутливых заданий и настоящей «сказкотерапии» для детей и взрослых. А сопровождать пассажиров на борту будут сказочные герои.
Большую ставку в компании делают и на круизы в Великий Новгород. Их маршрут пролегает по древнему пути «из варяг в греки» и связывает 4 исторические столицы – Москву, Санкт-Петербург, Старую Ладогу и Великий Новгород.
Компания «Водоходъ» предложит своим пассажирам тематические программы «Школа долголетия», «Назад в СССР», а также скидку в 10% для многодетных семей.
А в «Инфофлоте» в этом году выходит новый проект – трехпалубный теплоход «Северная сказка» (прежнее название «Карл Маркс»), чьё имя и образ связаны с географией маршрутов. Этот теплоход будет ходить, в частности, по Соловецким островам и другим жемчужинам Северо-Запада России.
«Вестник АТОР»