NevaConf G 919

В середине сентября в Санкт-Петербурге прошла юбилейная 15-я Международная выставка по судостроению и судоходству «Нева 2019». В ее деловой программе и мероприятиях приняли участие представители профильных российских министерств и ведомств, руководители госкорпораций и научно-исследовательских организаций, а также главы учреждений из ряда зарубежных стран. В числе выступающих на одной из сессий был и вице-президент Российской палаты судоходства Константин Анисимов. Представляем вашему вниманию его доклад, посвященной круизному судоходству и бизнесу в нашей стране.

 

Условия организации круизов в мире и в России

Круизное судоходство подразделяется на два сегмента: океанские-морские и речные путешествия. Общим для них является то, что кроме перемещения на специальном судне, на маршруте предоставляется большой спектр услуг: размещение туристов в каютах выбранной категории, общественное питание, проведение на борту оздоровительных, познавательных и культурных мероприятий, реализация экскурсионных программ на берегу во время стоянок.

Морские и речные круизы, являясь сегментом туристической деятельности, создают значительный мультипликативный эффект, позволяя развиваться большому количеству смежных отраслей: судостроению, машиностроению, металлургии, смежным видам транспорта, сфере общественного питания и образования, экскурсионному, музейному и реставрационному делу, народным промыслам. Благодаря круизному бизнесу создаются и сохраняются рабочие места в прибрежных регионах, увеличиваются поступления в бюджеты различных уровней. Круиз, предоставляя качественный отдых, повышает качество жизни, воспитывает чувство гордости за культурное наследие.

Россия омывается 12 морями, имеющими выход в Мировой океан, а также Каспийским морем, соединенным Волго-Донским водным путем с Азово-Черноморским бассейном. В стране имеется более 101 тысячи километров внутренних водных путей, есть уникальная природа, богатейшее культурно-историческое наследие в прибрежных регионах и огромный потенциал для развития круизного судоходства. Следует отметить, что большое количество российских объектов показа для массового туристического потока доступны только с воды - например, Соловецкие острова, Валаам, Кижи и другие объекты.

 

На морских маршрутах нашей страны 

Между тем, использование судов под российским флагом при организации морских круизов крайне мало. На Черном море по единственному круизному маршруту Сочи - Новороссийск - Ялта - Севастополь с 2017 года выполняет рейсы одно судно, количество перевезенных пассажиров ограничивается несколькими тысячами за сезон. В других бассейнах морские круизы осуществляются на российских научно-исследовательских судах (летом – в Арктике, зимой – в Антарктике) и атомных ледоколах по маршруту Мурманск - Земля Франца Иосифа - Северный полюс. Количественные показатели здесь невелики.

Следует отметить значительный интерес иностранных круизных компаний к заходам их судов в российские морские порты. Так, они выполняют круизы по линии Северного морского пути, заходят в Мурманск, Архангельск, на Землю Франца Иосифа, Новую Землю, Соловки. Растёт количество судозаходов зарубежных круизных и паромных судов в Санкт-Петербург. На Дальнем Востоке они заходят во Владивосток, Корсаков, Петропавловск-Камчатский, на Курильские и Командорские острова.

Круизное судоходство предъявляет особые требования к береговой инфраструктуре для приема судов, их обслуживанию и обслуживанию пассажиров. В последние годы в России реализованы масштабные проекты в этой сфере: порт «Морской фасад» в Санкт-Петербурге, Сочинский пассажирский порт, новый морской вокзал в Петропавловске-Камчатском. Начато строительство международного морского пассажирского терминала «Пионерский» в Калининградской области. В тоже время, в Каспийском бассейне (Астрахань, Махачкала, Дербент) современные терминалы с многосторонними пунктами пропуска через государственную границу Российской Федерации отсутствуют.

 

На внутренних водных путях РФ

В настоящее время работающие здесь суда под флагом Российской Федерации, осуществляющие круизы более чем по 50 маршрутам. Примерно 90% из них организованы на Единой глубоководной системе европейской части России (ЕГС). Основными пунктами отправления являются: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара. У российских и иностранных туристов наибольшей популярностью пользуется маршрут из Москвы и городов Поволжья в Санкт-Петербург и обратно. В азиатской части круизы осуществляются на реках Обь, Енисей, Лена и Амур.

В среднем за навигацию по внутренним водным путям России перевозятся порядка 300-350 тысяч российских и иностранных туристов. Средняя продолжительность пребывания в круизе составляет 7 - 8 суток. По экспертным оценкам, только на берегу (без учета стоимости путевок и оплаты дополнительных услуг судоходным компаниям-туроператорам), пассажирами круизных судов расходуется не менее 20 млрд. рублей ежегодно.

Для организации круизов по российским рекам в настоящее время используется около ста речных двух-, трех- и четырехпалубных судов, построенных на верфях ГДР, Австрии, Венгрии и Чехословакии в советский период. При этом их средний возраст приблизился к 40 годам. В то же время, все эксплуатируемые круизные суда находятся в надлежащем техническом состоянии, многие из них прошли глубокую модернизацию, позволившую повысить безопасность судоходства и уровень комфортабельности. Увеличение площади кают сокращает пассажировместимость судна и влияет на объемные показатели, характеризующие пассажирские перевозки.

 

Утилизационный грант и рентабельность

Меры государственной поддержки судостроения и судоходства, в том числе и применение механизма судового утилизационного гранта (СУГ), позволили начать процесс обновления состава круизного флота: в настоящее время на российских верфях строятся четыре круизных судна. Однако отсутствует серийность, позволившая бы снизить стоимость строительства, составляющую в настоящее время несколько миллиардов рублей. Срок окупаемости проекта строительства нового круизного судна составляет порядка 25 – 30 лет. Учитывая высокие коммерческие риски на протяжении столь длительного периода времени, принять инвестиционное решение без комплекса мер господдержки невозможно.

Стоимость строительства круизного судна превышает стоимость строительства грузового судна в 4 – 5 раз, при этом величина СУГ для круизных судов выше СУГ для грузовых судов лишь на 5%. Полагаем, что при рассмотрении экономической целесообразности увеличения СУГ при строительстве круизных судов следовало бы учитывать значительный мультипликативный эффект, генерируемый круизным судоходством. Темпы обновления состава флота явно недостаточны, ежегодно количество эксплуатируемых судов сокращается - в два раза по сравнению с 1992 годом.

Рентабельность работы судоходных компаний-туроператоров год от года снижается под влиянием большого количества факторов: геополитических, экономических, гидрометеорологических. Негативное воздействие также оказывают: наличие избыточных требований законодательства, рост стоимости топлива, государственная политика в сфере формирования стоимости услуг естественных монополий, рост стоимости береговых экскурсий. Повторяющиеся периоды маловодности усугубляют инфраструктурные ограничения на внутренних водных путях, особенно на ЕГС.

NevaConf 2 919

На что необходимо обратить внимание

Учитывая изложенное, а также значительный мультипликативный эффект, генерируемый круизным судоходством в смежных отраслях, и необходимость поддержания имиджа Российской Федерации, как страны, благоприятной для туризма, Российская палата судоходства считает целесообразным обратить особое внимание на следующее.

1) В сфере судоходства:

- меры в нормативно-правовой сфере - упрощение визовых формальностей; электронное бронирование и реализация путевок; устранение избыточных и дублирующих требований законодательства; внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, отменяющих взимание НДС при реализации круизных путевок на внутреннем и въездном рынках;

- меры, направленные на совершенствование и создание инфраструктуры - доведение габаритов внутренних водных путей до проектного состояния путем 100% нормативного финансирования; строительство Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов, причалов для приема круизных судов и яхт на внутренних водных путях и в морских портах Российской Федерации;

- меры налогово-финансового характера, направленные на нивелирование роста стоимости судового топлива путем введения возвратного акциза на дизельное топливо;

- меры, направленные на активизацию продвижения круизного турпродукта на российском и международном рынке;

- выполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 февраля 2019 года № ПР-299 о включении в Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года мероприятий, направленных на развитие речных и морских круизных маршрутов.

2) В сфере судостроения:

- продление программы льготного лизинга круизных судов по ставке 2,5% с увеличением срока с 18 до 25 лет в связи с коротким сроком навигации на внутренних водных путях России и высокой капиталоемкостью строительства круизных судов;

- продолжение реализации механизма Судового утилизационного гранта (СУГ) с увеличением до 50% от стоимости нового круизного судна, увеличение объема бюджетных средств, выделяемых ежегодно на эти цели;

- разработка и реализация мер, направленных на строительство серий круизных судов по госзаказу с последующей передачей в операционный лизинг (бербоут-чартер) судоходным компаниям-туроператорам.

 

Краткий обзор мирового рынка водных путешествий

В 2017 году в мире эксплуатировалось более 350 морских круизных судов пассажировместимостью порядка 750 тыс. челеловек, в Европе - 137 морских круизных судов. Океанские-морские круизные суда характеризуются большой вариативностью, имеют вместимость от менее чем 100 до более, чем 6 000 пассажиров. Предлагаются бюджетные путешествия и круизы класса «люкс».

Суда для осуществления круизов по внутренним водным путям имеют меньшие размеры и, соответственно, меньшую пассажировместимость (150 – 300 чел.). Экспедиционные круизы (в приполярных и труднодоступных для других судов регионах) осуществляются на судах небольшой вместимости (40 – 110 чел.).

В 2017 году в мире океанские-морские круизы осуществлялись по 62 линиям, в Европе – по 40. Наиболее популярными круизными регионами в мире являются: Карибский бассейн (более трети от всего объема рынка), второе место – Средиземное море (20%), а также Европа, Багамские острова, Аляска, Латиноамериканские страны, Панамский канал.

В 2018 мировой объем морских круизных туристов составил порядка 28 млн. пассажиров - прирост 4 млн человек по сравнению с 2017 годом. Прогнозируется, что в 2027 году в круизах по всему миру примут участие более чем 39 млн человек. Основной рост круизного сегмента ожидается в Арктике (+20% в год) и Антарктике (+14% в год).

По результатам различных аналитических исследований круизной индустрии за 2015 - 2018 годы, сегмент речных круизов в мире показывал ежегодный рост более 10%. В настоящее время наиболее развитым и конкурентным рынком в сегменте речных круизов является Европейский рынок (более 1,6 млн. чел. в год). Наиболее популярные речные круизные маршруты проложены по европейским рекам: Дуэро, Рона, По, Гаронна, Сена, Луара, Рейн, Мозель, Эльба, Дунай. А также по африканским и азиатским рекам: Нил, Ганг, Янцзы, Меконг.

По информации европейского дивизиона Международной ассоциации круизных линий (CLIA), в 2017 году вклад круизной индустрии в европейскую экономику составил около 48 млрд евро. По оценкам экспертов, устойчивый рост мирового круизного рынка связан с созданием условий для его развития. Многие государства, оценив значительный мультипликативный эффект круизной деятельности, успешно реализуют государственную политику, направленную на развитие судоходства, береговой инфраструктуры, развитие внутреннего и въездного туризма. Создание благоприятных условий позволило вести активную реализацию судостроительных программ, которые выполняются, несмотря на значительные инвестиции, необходимые для строительства круизных судов.

Объем инвестиций, необходимых для строительства современного морского круизного судна пассажировместимостью 5-6 тыс. чел. уже доходит до 1 млрд евро. Речное судно вместимостью 200 пассажиров стоит порядка 25-30 млн евро, а морское экспедиционное той же вместимости - около 200 млн. евро.

В 2019 году должны выйти на маршруты 25 новых морских круизных лайнеров, а в последующие два года – еще по 20. Самое большое количество экспедиционных судов - 19 единиц, планируется построить в текущем году. Ежегодное количество новых вводимых в эксплуатацию круизных теплоходов для европейских рек достигает полутора-двух десятков. Так, к примеру, в 2016 году было введено в эксплуатацию 22 новых круизных судна, а в 2017 году – 17.

 

Историческая справка по круизному судоходству в СССР

Развитию круизного судоходства в советский период уделялось большое внимание. Ежегодно закупались круизные суда, которые распределялись по морским и речным пароходствам. В 1972 году 33 морских круизных лайнера обслуживали 16 регулярных международных линий, соединяющих 25 портов СССР с портами более 25 зарубежных стран Европы, Азии, Африки и Америки.

В 1975 году 100 речных круизных теплоходов на 80 маршрутах перевезли более 1 млн. туристов. Большинство маршрутов были достаточно протяженные и продолжительные: Москва-Ростов-на-Дону, Москва - Астрахань, Ленинград - Астрахань, Осетрово – Якутск. Средняя дальность водной перевозки составляла более 1,5 тыс. км. Осуществлялись и смешанные перевозки, например, Ленинград - Выборг, или Красноярск - остров Диксон.

До 90-х годов XX века пассажирские теплоходы могли осуществлять посадку и высадку пассажиров в более чем в 4 тыс. городах, поселках и населенных пунктах. В системе речного пассажирского транспорта функционировало 102 речных вокзала, 587 павильонов, 982 дебаркадера и 609 понтонов. Вокзалы, павильоны и причалы строились в зависимости от объема обслуживаемых пассажиропотоков, видов обслуживания, судооборота, природно-климатических условий, административного и транспортного значения населенного пункта. В 1992 году на внутренних водных путях страны эксплуатировалось 199 круизных судна, построенных в Австрии, ГДР, Венгрии и Чехословакии.

 

Подготовил Игорь Горностаев

NevaConf 3 919