Около 20% туристов уже отменили свои речные круизы по России, но большинство готовы переносить даты и менять теплоходы. В этой навигации туристов ждут перемены в принципах питания и анимации, а туроператоров – значительная работа по выполнению требований Роспотребнадзора. Когда начнется навигация, и как изменился спрос – в нашем обзоре.
СТАРТ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ
Речные туроператоры, так и не начавшие свои круизы по России из-за эпидемии короновируса, готовы начать навигацию уже в третьей декаде июня. Об этом говорится в совместном пресс-релизе компаний «Речного альянса» – туроператоров «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие».
Тем не менее, эксперты уверены, что, скорее всего, первые теплоходы выйдут в рейс позже.
«Мы ориентируемся на конец июня – начало июля», – сообщила Светлана Гончарова, заместитель директора по туризму туроператора «Мостурфлот». Она отметила, что, поскольку режим самоизоляции в Москве был продлен до 15 июня, все круизы компании в первой декаде этого месяца были отменены, а на подготовку теплоходов к следующим датам потребуется время.
Кроме того, туроператорам необходимо соблюсти все предписания регулирующих и надзорных органов. В частности, Роспотребнадзор и Министерство транспорта РФ сейчас готовят рекомендации по внедрению дополнительных санитарно-эпидемиологических мер на теплоходах на 2020 г.
Есть проблемы и с региональными особенностями карантина. В Волгограде, например, режим самоизоляции продлен до 17 июня. Таким образом, можно выйти из Москвы на одних условиях, а в регион прийти на других. Правда, как отмечают эксперты, Ростуризм совместно с Роспотребнадзором готовы выработать единый план работы с туристами во всех регионах РФ, но пока четкой картины этого процесса у компаний нет.
Возникшая неопределенность с датами, по мнению специалистов, негативно влияет на и так уже растревоженных туристов.
«У нас уже была массовая пересадка в мае, сейчас мы всех снова обзваниваем и просим набраться терпения», – отмечает г-жа Гончарова. Люди устали сидеть взаперти, и чем раньше будут решены все вопросы по снятию ограничений, тем быстрее состоятся круизы.
ТЕПЛОХОДЫ ЗАГРУЖЕНЫ, НО ТУРОПЕРАТОРАМ ТРЕБУЕТСЯ ГОСПОМОЩЬ
Несмотря на опасения речных туроператоров, люди не торопятся отказываться от отпуска в этом году. Так, летние продолжительные круизы по наиболее популярным направлениям в Казань и Санкт-Петербург по-прежнему загружены на 70-80%, а из отмененных майских и июньских круизов половина пассажиров тоже отправится в путешествие в этом сезоне – они перенесли даты круиза.
Более сложная ситуация складывается с короткими круизами, продажи которых были приостановлены на неопределенное время. Их загрузка зависит от даты старта навигации и, очевидно, будет нарастать постепенно.
Тем не менее, отменить круиз и вернуть деньги на данный момент планирует 20% всех пассажиров, и это – очень большая цифра.
Эксперты ожидают, что здесь может быть сценарий, схожий с политикой авиакомпаний, которые ввели ограничения на возврат средств, предложив вместо них сертификаты. Стоит отметить, что большинство круизных компаний не уволило своих сотрудников и продолжает поддерживать флот в рабочем состоянии, неся каждый день значительные убытки.
Хотя в начале июня со стороны правительства РФ было решено выделить 320 млн р. судоходным компаниям, осуществляющим морские и речные круизные перевозки, представители отрасли надеются на расширение мер поддержки. И все же, они уверены, что круизная отрасль в очередной раз переживет и этот кризис.
В «Мостурфлоте», например, собственные маркетинговые исследования целевой аудитории от 35 лет показали, что 60-70% москвичей готовы отправиться в круиз, считая этот вид путешествия комфортным и безопасным.
Со своей стороны, компании также стимулируют туристов, предлагая лучшие варианты перебронирования дат и бонусы при своевременной оплате, а также возможные варианты по конструированию собственных, более экономичных, круизов.
КАКИЕ ПЕРЕМЕНЫ ЖДУТ ТУРИСТОВ НА ТЕПЛОХОДАХ?
Наравне с привычными санитайзерами и проверками температуры, в ближайшее время на теплоходах круизных туристов могут ждать и другие нововведения.
Среди них – изменения в системе питания, которое теперь из-за требований социальной дистанции будет происходить в 2 смены. Рассадка в ресторанах предполагается по номерам кают, чтобы за одним столом оказались только члены семьи или те, кто согласился проживать вместе.
Будет ли сохранен «шведский стол», на данный момент сказать трудно – все будет зависеть от требований Роспотребнадзора на момент выхода первого круиза. В любом случае туроператоры разработали технологию обслуживания в двух вариантах.
Точно так же неясен вопрос с обязательным ношением масок на борту. Известно только, что они поступят в свободную продажу, а сотрудники, контактирующие с туристами, как и все остальные члены экипажа, будут снабжены специальными очками, полумасками и всеми необходимыми средствами, согласно требованиям контролирующих органов.
Изменится и анимация на борту. Массовые мероприятия станут дублироваться, чтобы можно было соблюсти дистанцию в группах, добавятся оздоровительные занятия, такие как гимнастика и йога, и, по возможности, большая часть из них будет проводиться на открытом воздухе, то есть на палубе. Игровые комнаты для малышей в ближайшее время на теплоходах не откроются, а в работе с подростками основной акцент будет сделан на активные немассовые мероприятия, например, квесты.
Важно отметить, что все эти требования действительны на текущий момент и могут быть отменены, как только начнется процесс снятия карантинных мер и соответствующих ограничений.
АРЕНДА ТЕПЛОХОДОВ НАБИРАЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ
Введенные запреты оказали влияние и на структуру потребительского спроса. Так, в компании «Мостурфлот» отметили новую тенденцию, выразившуюся в аренде теплоходов.
«Раньше подобных запросов просто не было, а теперь клиенты воспринимают это как возможность организовать безопасное путешествие без посторонних людей, с собственным питанием, программой и т.д.», – говорит г-жа Гончарова.
На предстоящий сезон в компании уже есть заявки на трехпалубные теплоходы «Александр Грин» и «Сергей Есенин», которые снимают для отдыха большой семьи или коллектива. Запросы поступают как от частных лиц, так и от компаний, которые заменили в этом году корпоративный выезд за границу для своих сотрудников на небольшой круиз.
«Вестник АТОР»