В нынешнем году ростовская круизная компания «Донинтурфлот» перешла на новый для нее потребительский рынок – российский. До этого речной оператор около 30 лет обслуживал только туристов из-за рубежа. Правда, отмечают в компании, иногда на борту находились и наши соотечественники, но обычно их было немного, не более 15-20 человек. Поэтому очень многое к текущему сезону пришлось осваивать практически заново, хотя и на базе богатого опыта предыдущих десятилетий.
К началу навигации потребовалось, прежде всего, поменять круизные программы, ввести новую ценовую политику, обновить сайт, основательно заняться рекламой. Особое внимание при этом уделялось графику движения двух четырехпалубных лайнеров компании, которые вышли в навигацию-2021 – «Максим Литвинов» и «Антон Чехов». Одновременно специалисты «Донинтурфлота» выработали наиболее приемлемую для клиентов-россиян организацию бортового досуга, обслуживания и питания. Не были забыты и экскурсионные программы в местах стоянок судов. И уже первые круизы показали, что освоение внутреннего рынка идет в правильном направлении.
Лайнер, открывший российскую навигацию «Донинтурфлота»
Им стал «Максим Литвинов» - последний лайнер проекта 302, точнее 302М - модернизированный, построенный в 1991 году на верфях ГДР для Советского Союза. Оставшиеся тогда суда этой серии выкупал уже Китай. В отличие от других аналогичных теплоходов, рулевая рубка «Литвинова» немного смещена, за счет чего в кормовой части верхней палубы появились дополнительные жилые каюты. Кроме того, на судне стоят более мощные подруливающие устройства.
В 2014 году «Максим Литвинов» прошел полную реновацию. Были переделаны все каюты и внутренние помещения, санузлы, бортовые системы. Судно практически собрали заново, значительно при этом увеличив площади кают. Был расширен конференц-зал, что позволило собираться в нем всем туристам. Также стало больше пространства и в ресторане, барах, носовых салонах. «Родными» остались только рубка, машинное отделение и каюты экипажа.
В результате, вместо прежней пассажировместимости 320 человек, теперь на борту могут разместиться 224 пассажира. Им предоставлены 114 комфортабельных кают разного уровня и на разных палубах – от нижней до самой верхней. В них к услугам проживающих имеются система климат-контроля, телевизор, внутренний телефон, радио, а также санузел с душем, одноуровневые кровати и широкие светлые окна.
Обслуживают пассажиров «Литвинова» 92 человека. Из них ресторанную службу представляют 42 сотрудника, а остальные 50 относятся непосредственно к экипажу - штурманы, судоводители, механики и электромеханики, матросы и бортпроводники. Практически вся бригада ростовская, включая капитана Городова Владимира Николаевича.
Путешествие «Максима Литвинова» началось из «домашнего» порта Ростова-на-Дону, 22 апреля он отправился в Москву. На самом первом круизе общая загрузка составила более 190 человек. А из российской столицы путь круизного судна лежал в Санкт-Петербург. Как раз по такому маршруту и ходят почти все речные теплоходы с туристами из-за рубежа.
«Литвинов», который на зарубежном круизном рынке выступает под брендом «Василий Кандинский», последние шесть лет работал с французами. И, в соответствии с их запросом, проводил на стоянке в Москве 7 дней и 5 – в Питере. Саму же водную линию между ними он проходил всего за пять суток. Понятно, что для наших любителей водных путешествий такой круизный продукт был бы абсолютно неприемлем.
Промежуточные итоги первых круизных походов
Поэтому «Донинтурфлот», опираясь на опыт коллег, включил в свое круизное расписание много новых для него пунктов захода: на Ладожском озере это город Сортавала, острова Коневец и Валаам, на Онежском - Петрозаводск. На Волге по маршруту прибавились Мышкин и Калязин. Есть также рейс с заходом в Ярославль и Кострому. Продолжительность круизного тура, число стоянок и экскурсионных программ на нем, таким образом, существенно расширилось. Ведь прежде на московско-питерском направлении для зарубежных гостей были остановки лишь в Угличе, Горицах, Кижах и Мандрогах, которые по-прежнему остаются.
Показательно, что на первом, уже недельном, рейсе «Максима Литвинова» из Москвы до Петербурга отправились около 160 туристов, а обратно прибыли уже почти 180. Тех же, кто начинал и заканчивал путешествие в столице, оказалось 55 человек. Причем, эти пассажиры увидел всю программу не в повторе, поскольку пункты заход по пути туда и обратно не повторяются.
Но главное, оператор не стал ограничиваться одним лишь хорошо знакомым ему Северо-Западным направлением. В его программе теперь представлены круизы по Волге и Каме. И сесть на борт туристы могут не только в Москве и Петербурге, но и в ряде городов Поволжья. Кстати, по прибытию из Санкт-Петербурга на Северный речной вокзал столицы из первого вояжа сезона, теплоход на следующий день отправился как раз на Каму, в Елабугу. Впервые в своей истории.
В Москву он вернулся 10 июня, и 11-го числа вновь взял курс на вторую российскую столицу. До середины августа «Максим Литвинов» продолжит ходить к берегам Невы, а потом вновь уйдет на Волгу, причем как в короткие круговые рейсы – до Калязина, Ярославля, так и в продолжительные туры – до Нижнего Новгорода, Казани, Самары. И вновь Санкт-Петербург, откуда в конце сентября «Литвинов» выйдет в длительный 18-дневный переход до Ростова, который туристы, севшие на борт в Нижнем Новгороде, смогут сократить до 12 дней. Завершится навигация лайнера в нынешнем сезоне, в котором вполне успешно прошла его российская «реинкарнация» - перевоплощение, 14 октября.
Важнейшие составляющие каждого круизного тура
Об организации питания и сервиса на борту теплохода «Максим Литвинов» мы попросили рассказать директора круиза Макарьева Юрия Михайловича. Вот что он нам сказал:
- Наша структура питания годами отработана с иностранными туристами, что позволило подойти к достаточно высокому сервисному уровню. Россиянам в настоящее время мы предлагаем завтрак «шведский стол» и заказную систему на обед и ужин – также как и зарубежным гостям. Наше меню, я уверен, одно из лучших на реках страны, а уж оформление блюд, наверняка, самое лучшее. Кроме того, из своей иностранной практики мы перенесли индивидуальное внимание к каждому клиенту, и не только во время питания.
Это касается и экскурсий, которые проводятся по маршруту в каждом порту. И россияне, тут уже есть отличие от иностранцев, имеют возможность выбора, как минимум, из двух разноплановых программ. Отличается и система организации работы на борту с зарубежными и российскими туристами. Классикой для иностранцев стали регулярные концерты - балалайка, аккордеон, выступления певцов. Предпочитают они и живую музыку с вокалом в вечернем баре. К тому же, итальянцы иной раз приглашают своих же аниматоров, в том числе шоуменов с морских лайнеров. Но иностранная публика, как правило, возрастная, возрастные и шоумены – лет за 70…
Под россиян же мы специально пригласили на «Литвинова» анимационную группу, прежде с успехом выступавшую в звездочных отелях Сочи и Подмосковья. Ребята, несмотря на свою молодость, крепкие профессионалы, и вполне успешно решают главную задачу – притягивают к себе публику, заинтересовывают ее, поднимают настроение, и тем самым не просто веселят, а как бы даже сближают разных людей, отправившихся в многодневное речное путешествие.
Что еще важно, направленность бортовых развлечений меняется ежедневно. К примеру, у нас есть специальный «русский день», когда туристы поют народные песни и учатся танцевать русские танцы, а в ресторане, в довершение ко всему, их потчуют национальными блюдами. Отдельно надо упомянуть детских аниматоров. С их помощью маленькие пассажиры ведут на нашем судне активный образ жизни, отдыхая и набираясь положительных эмоций ничем не хуже, чем взрослые, а то и лучше».
Известные люди на флоте и в «Донинтурфлоте»
Стоит добавить, во время круизов проводятся самые разнообразные мастер-классы – по куклам, сувенирам, народным промыслам и другие. Предусмотрены и лекции по разной тематике. Интересный мастер-класс проводит замечательный шеф-повар Сергей Анатольевич Морозов, хорошо известный далеко за пределами своего теплохода. В частности, он рассказывает об изготовлении и применении фирменных соусов. Есть обучение и по приготовлению коктейлей, ведет его бармен Сергей, который в свое время учился этому непростому искусству на курсах кулинаров океанских лайнеров в Сиднее. Сегодня он, наверное, единственный такой специалист на речном флоте страны.
Впрочем, в компании «Донинтурфлот» трудится немало мастеров своего дела, и не только на кулинарном поприще. Тут далеко ходить не надо: тот же Владимир Городов, в 1995 он начинал работать на «Литвинове» матросом, а три года назад стал капитаном этого теплохода. «Моя трудовая биография достаточно скучная», - говорит он, но мы, конечно, не можем с ним согласиться.
Или же директор круиза Юрий Макарьев - хорошо известный человек в отрасли речных путешествий. Интересно, что Юрий Михайлович – тоже действующий капитан, но другого донинтурфлотовского лайнера, «Сергей Дягилев». Он начал работать в 70-х годах еще на колесном пассажирском пароходе «Сергей Есенин», тоже прошел все ступени флотской карьерной лестницы. В 1995 году стал капитаном на четырехпалубном теплоходе «Леонид Красин» Московского речного пароходства. На нем же Юрий Макарьев долгое время был одновременно и круизным директором, что, наверное, единственный случай в речной практике. В 2008 году перешел тоже на четырехдек «Новиков-Прибой», ставший позднее «Сергеем Дягилевым», принадлежащий тогда компании «Ортодокс», она же теперь «Донинтурфлот». А поскольку в этом году судно не вышло в навигацию, администрация круизной компании предложила Юрию Михайловичу занять его нынешнюю должность.
Подготовил Игорь Горностаев