Zavid port G 922

Пассажирский теплоход «Лев Толстой» вчера, в субботу 24 сентября, зашел в новый речной порт «Завидово», находящийся в Конаковском районе Тверской области. Это событие, почему-то достаточно скупо освещенное в региональной, а тем более федеральной прессе, очень важное, даже знаковое – и не только для отечественного круизного бизнеса, но и для всей речной транспортной отрасли России.

Заход первого судна в совсем недавно отстроенную речную акваторию ознаменовал, по сути, начало ее коммерческой эксплуатации. Что еще важно, полноценных пассажирских водных гаваней в нашей стране не создавали уже долгие десятилетия. И появление нового специализированного порта, расположившемся не так далеко от Москвы, вполне может в самом ближайшем будущем существенно поменять логистику, и, отчасти, даже идеологию столичной круизной индустрии.

Строительство нового круизного порта реализуется в Тверской области в месте впадения реки Шоши в Волгу. Оно ведется в рамках создания современного туристско-рекреационного кластера «Волжское море». Работы финансируются из федерального и регионального бюджетов, а также из инвестиций, привлеченных на территорию особой экономической зоны «Завидово».

Речной порт с пассажирооборотом более тысячи человек в сутки станет принимать круизные лайнеры, прогулочные суда, спортивные и маломерные виды водного транспорта. Он рассчитан на 816 заходов многопалубных судов в год и среднегодовой пассажиропоток более 200 тыс. человек. В межнавигационный период здесь смогут находиться на отстое порядка пяти круизных теплоходов и до 10 экскурсионных и прогулочных судов. Проект создания речного порта включает несколько этапов. В нынешнем году завершилось возведение трех причальных стенок, что дает возможность принимать одновременно до 7 круизных судов.

Напомним, о планах создания нового пассажирского речного порта в Завидове широкой общественности стало известно в 2018 году на проходившем здесь тематическом форуме «Реки России». Портовая гавань создавалась открытым способом с 2019 года. Ее заполнение волжской водой началось с середины декабря прошлого года.

 

Историческая хроника: как все это было

Согласно расписанию, теплоход «Лев Толстой» круизной компании «ВодоходЪ» должен был прибыть в акваторию нового порта в 10:00. Минут за 15 до контрольного времени судно появилось на траверзе пассажирской гавани и приступило к намеченному заходу.

Zavid port 1b 922

Впереди лайнера шло судно сопровождения, поскольку заход самый первый, можно сказать даже исторический, и «первопроходцам» нужно было показать правильный путь к причалу.

Zavid port 2 922

Но подстраховка теплоходу явно не понадобилась: он уверенно взял курс на нужный пирс и причалил так, как будто производил швартовку в этом месте неоднократно.

Zavid port 3 922

Zavid port 4 922

Zavid port 5 922

Самые первые круизные туристы ступили на причал новейшего круизного порта «Завидово» - теперь это уже тоже история.

Zavid port 21b 922

На берегу готовилась теплая, несмотря на погоду, встреча пассажиров с впервые прибывшего сюда теплохода - с шампанским, духовым оркестром и выступлением танцевальной группы. Надо отметить, что прошедший субботний день выдался дождливым и достаточно прохладным. Впрочем, согласно народной примете, любое начинание в дождь всегда оказывается удачным.

Zavid port 31 922

По крайней мере, нынешнее ненастье практически никак не уменьшило значимость всего происходящего.

Zavid port 22 922

Zavid port 23 922

Интерес к прошедшему событию был огромный изначально. Как стало известно, на теплоходе, вмещающем 176 пассажиров, прибыло около 170 путешественников. Сойдя на берег, туристы сели в приготовленные для них автобусы и отправились на осмотр достопримечательностей и природных красот курорта «Завидово» и музеев райцентра Конаково. Как сообщается, они посетили ряд интересных объектов, среди которых «Конаковский фаянсовый завод», «Государева дорога», осетровое хозяйство, экологическая ферма, конный клуб, а еще побывали на мини-турнире, проходившем на завидовском гольф-поле, и прошлись по «Муравьиной тропе» в живописном Ямском лесу.

После отбытия пассажиров на борт теплохода пригласили прессу, а также деловых партнеров операторской компании и порта. Перед ними с кратким приветствием выступили министр туризма Тверской области Наталья Лукьянова и генеральный директор круизной компании «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов. Они также ответили на вопросы представителей СМИ.

Zavid port 32 922

Встречи и переговоры в свободном формате участников туристического и круизного рынков продолжились и дальше. Одновременно для журналистов, по просьбе наших снимающих коллег, организовали получасовую прогулку. За это короткое время четырехпалубный теплоход «Лев Толстой» класса «премиум» (проект Q-056 австрийской постройки) успел выйти непосредственно на Волгу и вернуться обратно.

Zavid port 37b 922

 

Строительство еще далеко не закончено

Действительно, строительные работы в пассажирском порту «Завидово» продолжаются и дальше. На очереди возведение многофункционального здания речного вокзала, которое собираются выполнить в стиле сталинского ампира. Место под  постройку терминала для обслуживания пассажиров определено, сдать в эксплуатацию его намечено к началу туристического сезона 2024 года.

Zavid port 41b 922

Безусловно, предстоят и значительные работы по благоустройству всей портовой территории.

Zavid port 43 922

Zavid port 44b 922

Но это уже задачи ближайшего будущего. Главное – порт готов к работе и начнется она со следующей пассажирской навигации.

Что касается круизной компании «ВодоходЪ», то, как сообщил ее глава Ришат Багаутдинов порталу «Круиз-Инфо», к создающемуся порту «Завидово» речной оператор проявлял профессиональный интерес уже давно. В прошедшем июне, когда работы на объекте подходили к завершению, компания приняла решение отправить сюда свой теплоход «Лев Толстой». Причем его заход стал тестовым не только для пассажирского порта, но и для «Водохода»: на основе отзывов первых туристов, их замечаний и пожеланий, а также полученного опыта будет строиться программа судовых заходов компании в навигацию-2023.

По словам гендиректора «Водохода», пока неизвестно какие теплоходы и с какой частотой прибудут сюда в следующем году, поскольку графики движения судов находятся в процессе окончательного формирования, но понятно, что заходы точно состоятся. Кстати, глубины и размеры завидовской гавани вполне позволяют прибыть сюда и самому большому российскому круизному лайнеру «Мустай Карим», который входит во флот компании «ВодоходЪ».

Открытие нового порта не остается без пристального внимания и других круизных операторов, поскольку появление нового пункта судозахода, по словам Багаутдинова, это возможность развития географии речных круизов и расширения ассортимента круизных продуктов. Однако отношение круизного бизнеса к «Завидово», прежде всего столичного, наверняка существенно изменится после того, как непосредственно к порту подойдет железнодорожное сообщение. Строительство отдельной ветки от Октябрьской железной дороги протяжённостью около 16 километров начнется в следующем году.

На скоростной «Ласточке» в новый порт можно будет комфортно добраться с Ленинградского вокзала столицы чуть больше чем за час. Что позволит начинать и завершать круизные туры непосредственно в «Завидово». Минуя прохождение канала имени Москвы, занимавшее, как правило, всю ночь на пути следования как с Северного речного вокзала, так и обратно, теплоходы с туристами на борту буквально через считанные минуты смогут выходить отсюда прямо на Волгу. А за счет сэкономленного на проходе шлюзов времени, заметно расширятся программы речных путешествий, куда войдут дополнительные места заходов на обновленных маршрутах. Причем сроки проведения круизов при этом менять не придется.

 

Игорь Горностаев