Начнем, как всегда, с наиболее громкой тематической новости прошлого месяца прошлого года. Пассажирка из США погибла после того, как поздно вечером огромная волна, так называемая «волна-убийца», ударила по антарктическому круизному лайнеру Viking Polaris компании Viking Cruises. Еще четверо туристов получили ранения. Лайнер, следуя в Антарктиду во время круиза, стоял на якоре недалеко от порта Ушуайя, находящегося на архипелаге Огненная Земля, на юге Аргентины. Путешествующая на судне 62-летняя американка была вначале ранена разбитым стеклом, после чего скончалась на месте происшествия. Это случилось поздно вечером. Травмы других пассажиров оказались не опасными для жизни, пострадавшим помощь оказал бортовой врач.
Сам лайнер не только остался на плаву, но и получил лишь незначительные повреждения, и на следующий день прибыл в порт Ушуайя. Viking Polaris построен в 2022 году специально для арктических круизов. Судно отличается повышенным комфортом, роскошью апартаментов и обслуживанием высокого уровня. Оно вмещает 378 пассажиров и 256 членов экипажа. Национальная океаническая служба США описывает волны-убийцы как очень непредсказуемые. Они возникают мгновенно и живут короткое время, их высота достигает 15-30 метров, а длина – до 300 метров.
Возвращаемся к российским происшествиям. Интересно, что значительное их число пришлось в этот раз на начало первого зимнего месяца. Так, заместителю Дальневосточного транспортного прокурора Алексею Легезину в рамках встречи с представителями совета ветеранов Находкинского морского торгового порта поступило обращение о восстановлении причала морвокзала в Находке, что необходимо для развития туризма. По изложенным доводам организована проверка, сообщила пресс-служба прокуратуры. По результатам рабочей поездки в начале декабря, Алексей Легезин поручил Находкинскому транспортному прокурору проверить соблюдение законодательства об охране окружающей среды и о транспортной безопасности. Также потребуется рассмотреть вопрос об использовании государственными контролирующими органами административного здания пункта пропуска.
Куйбышевская транспортная прокуратура начала проверку соблюдения требований пожарной безопасности в связи с возгоранием в Самаре пассажирского теплохода проекта ОМ. По предварительным данным, пожар произошел 1 декабря около 9:00 по местному времени на территории Самарского судостроительного и судоремонтного завода. Выведенный из эксплуатации теплоход загорелся, когда на нем производились демонтажные работы. С огнем справились прибывшие на место силы областного МЧС. В результате происшествия пострадавших нет, повреждения получили лишь составляющие элементы судна.
Транспортная прокуратура Архангельска проводит проверку соблюдения прав пассажиров и исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта в связи с происшествием 1 декабря с теплоходом «Капитан Митягин» на реке Онеге в Архангельской области. Как стало известно, судно следовало по маршруту Онега - Легашевская запань и в 300 метрах от причала потеряло ход. Все пассажиры и экипаж доставлены на берег судном на воздушной подушке. Пострадавших нет, теплоход отбуксирован к берегу.
Заместитель главы столичного ГУ МЧС – главный госинспектор по маломерным судам Сергей Зотов, 2 декабря арестован по решению Пресненского суда столицы, его обвиняют во взяточничестве. Суд удовлетворил ходатайство следствия, Зотов арестован до 29 января 2023 года, сообщили в суде. Ранее источник пояснял, что чиновнику вменяют получение взятки в значительном размере, ему грозит до шести лет заключения.
И вновь Москва. Вблизи Братеевского парка в акватории Москвы-реки 2 декабря загорелось маломерное судно. Находившуюся на нем женщину спасли, сообщила пресс-служба Западного межрегионального следственного управления на транспорте (МСУТ) СК России. По факту случившегося проведена доследственная проверку. По информации ГУ МЧС, сообщение о пожаре поступило в оперативные службы в 10:10. По прибытии пожарные увидели, что горит судно на общей площади около 20 кв. м. В 10:48 открытое горение было ликвидировано. Как выяснилось в дальнейшем, загоревшееся судно оказалось плавучим жилым домом пострадавшей москвички. Пожар произошел после того, как женщина включила газовую колонку, чтобы вскипятить воду. В сети появились кадры происшествия. Судя по ним, судно горело примерно в 40 метрах от берега, над ним поднимался черный дым, были видны языки пламени.
В соцсетях с начала декабря распространяется фото необычного ДТП, где автомашина Toyota Ipsum столкнулась с судном на воздушной подушке на реке Лене. «Комсомольская правда Якутия» обратилось за комментарием к руководителю компании «ЛенаВодСервис» Борису Строеву. «Действительно, подобная авария произошла 6 декабря, но не с судами моей компании, а компании «Лена-Транс». Они занимаются перевозкой пассажиров с Нижнего Бестяха. В этом случае виноват водитель машины. До открытия зимника водители частенько нелегально ездят по дороге, сделанной для «подушек», и мешают ездить им», — прокомментировал Строев. По его словам, в происшествии пострадала женщина-пассажир автомашины.
Иркутским следственным отделом на транспорте 13 декабря завершено расследование уголовного дела по обвинению местного жителя в совершении преступления. По версии следствия, в июне 2022 года обвиняемый, управляя лодкой «Казанка» с подвесным мотором с тремя пассажирами на борту в акватории Братского водохранилища, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нарушил правила безопасности движения и эксплуатации этого вида транспорта. Фигурант использовал не отвечающую установленным требованиям безопасности лодку без блоков плавучести по правому и левому бортам кормовой части, и в процессе ее движения, на значительном удалении от берега, не предпринял действий к обеспечению безопасности пассажиров. В результате лодка накренилась, наполнилась водой и затонула, а находящиеся в ней два человека утонули. Обвиняемому и еще одному из пассажиров удалось выплыть на берег.
Валдайский районный суд Новгородской области 22 декабря вынес приговор по уголовному делу в отношении судоводителя - жителя Москвы. Он признан виновным и получил наказание в виде штрафа в размере 110 тыс. рублей, сообщает пресс-служба Северо-Западной транспортной прокуратуры. Установлено, что 5 августа москвич, управляя моторной лодкой «Казанка» на озере Селигер в Демянском районе совершил резкий поворот, двигаясь на небезопасной скорости. Из-за чего несовершеннолетний пассажир маломерного судна потерял равновесие и выпал в воду, ударившись головой о гребной винт подвесного мотора. В результате ребенок получил травмы, повлекшие тяжкий вред здоровью.
В Якутии, как стало известно 22 декабря, за нарушение правил безопасности перед судом предстанет судоводитель. По данным следствия, 11 июля обвиняемый управлял скоростным судном «Метеор-235», выполнявшим коммерческий рейс до Якутска по перевозке девяти пассажиров по реке Лямпушка. Он не осуществил должного визуального наблюдения за окружающей обстановкой в темное время суток и допустил столкновение судна с песчаной косой. В итоге скоростное судно село на мель. Находящиеся на борту пассажиры получили телесные повреждения различной степени тяжести, в том числе квалифицированные как тяжкий вред здоровью. Вину в совершенном преступлении фигурант признал частично.
В заключение вновь возвращаемся за рубеж – на этот раз в Африку. По меньшей мере два человека погибли, два были спасены, а еще 21 пропал без вести после крушения судна, случившегося 23 декабря на озере Эдуард, расположенном на границе между Демократической Республикой Конго и Угандой. Трагедия разыгралась недалеко от деревни Кьявиньонге, сообщает конголезский портал Actualitе со ссылкой на местные власти. Как заявил глава деревни, причиной крушения стала неправильная, по его словам, загрузка судна. Он добавил, что на борту находились певчие местной баптистской церкви.
Увы, в Конго перегруженные суда тонут с пугающей регулярностью, что ведет к значительным человеческим жертвам. Напомним, громкая трагедия произошла 15 февраля 2021 году: на реке Конго в провинции Май-Ндомбе, недалеко от столицы Киншасы ко дну пошло перегруженное китобойное судно. На его борту в это время находилось более 700 человек. Выжили только 300 человек, 60 погибли, остальные числились тогда пропавшими без вести. Немало подобных случаев, пусть и с менее трагическими последствиями, отмечено и в завершившемся году.
Подготовил Андрей Алексеев