Prich nov 723Российские пассажирские и круизные компании уже давно и регулярно жалуются на отсутствие на реках приемлемой причальной инфраструктуры. Что вполне справедливо. Тем не менее, причалы разнообразных конструкций в Центральной России продолжают строиться, пусть и не такими темпами, как хотелось бы речникам. Вот некоторые последние примеры.

Впервые после долгого перерыва в Юрьевец, древний малый город на Волге, которому в 2025 году исполнится 800 лет, в начале июля зашел туристический теплоход – четырехпалубный «Мстислав Ростропович» круизной компании «ВодоходЪ». Как сообщила пресс-служба правительства региона, пассажиров и экипаж судна приветствовал губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский. В текущую навигацию здесь намечено осуществить 27 круизно-пассажирских судозаходов, город посетят свыше 5 тыс. туристов, путешествующих по Волге.

Чтобы в Юрьевце вновь начали останавливаться пассажирские суда, кроме создания причала, проведена реконструкция дамбы, модернизирована городская набережная, отремонтированы дороги. Лайнер «Мстислав Ростропович» пришвартовался на новой пристани у автостанции, которую полностью обустроили к его прибытию. Как сообщается, прежде в Юрьевецком речном порту перевозки пассажиров выполняли теплоходы «Павел Старостин» и «Москвич Озерный», а маршрут по Унже освоили суда на подводных крыльях «Восход» и «Метеор». На волжской переправе в Селянцево и Завражье работал самоходный паром. Теплоходы туристических компаний «Мостурфлот» и «Инфофлот» заходили последний раз в Юрьевец до 2010 года.

Далее, в городе Балахне Нижегородской области также на Волге в июне установлен дебаркадер, который используется в качестве причала для судов на подводных крыльях «Валдай 45Р». Как сообщила администрации Балахнинского округа, причал оборудован у первой смотровой площадки возле сквера Мининская слобода. Ранее областные власти со ссылкой на судоходную компанию «Водолет» сообщали, что рейсы скоростных судов из Нижнего Новгорода в Балахну возобновятся в июне, и станут проводиться в обычном пассажирском и в экскурсионном форматах. Отметим, в прошлом году «Валдаи» работали на 14 маршрутах, их пассажирами стали более 68,3 тыс. человек. За первый месяц навигации-2023, стартовавшей 1 мая, нижегородские суда на подводных крыльях перевезли 6,4 тыс. пассажиров.

Продолжается строительство волжского причала в Козьмодемьянске. С вводом объекта пассажирооборот в этом городе составит более 200 пассажиров в сутки. При этом причальная стенка позволит принимать пассажирские суда любых размеров. Ожидается, что с завершением работ новое сооружение даст ощутимый толчок развитию города. Оно обеспечит приток туристов, повлечет за собой развитие гостиничного бизнеса, появление новых экскурсионных направлений, открытие пунктов общественного питания, отмечает глава Марий Эл Юрий Зайцев. До этого капитальных портовых сооружений в регионе не было. Благодаря включению мероприятия по строительству причала в индивидуальную программу социально-экономического развития республике было выделено финансирование. В эксплуатацию пассажирский причал в Козьмодемьянске сдадут в августе – к 440-летию города.

Комитет по строительству и инженерной защите администрации Саратова провел электронный аукцион на устройство причального сооружения в селе Синенькие. Присоединенное к городу муниципальное образование станет одним из немногих, куда в сезон навигации начнет регулярно ходить дачный теплоход. Это промежуточная остановка на пути в Сосновку. Как сообщается в материалах единой информационной системы в сфере закупок, начальная (максимальная) цена контракта составляла около 22,4 млн рублей. Объект предусматривает строительство причального сооружения в акватории водохранилища, включая работы по дноуглублению и берегоукреплению, а также создание территории для комфортного прибывания пассажиров в период ожидания речного судна. Среднесуточный пассажирооборот причала составит 250 человек. Работы должны завершиться 31 августа 2023 года.

Соликамский городской округ Пермского края стал победителем конкурсного отбора на создание причальной инфраструктуры для маломерных и круизных пассажирских судов. На реализацию проекта, общая сумма которого составляет порядка 36 млн рублей, привлечено 32 млн рублей из краевого бюджета. Как сообщила пресс-служба администрации города Соликамска, в 2024 году причал появится в районе музея-заповедника «Сользавод» в акватории реки Кама на месте старого причального сооружения.

При этом в июне силами ФБУ «Администрация «Камводпуть» были произведены работы по обследованию дна. Планируется произвести комплекс работ по расчистке и углублению дна акватории Боровской воложки для прохода пассажирских теплоходов, вплоть до четырехпалубных. Туристические суда совершали заход в Соликамск до 1995 года. Круизные операторы, как показал опрос, по-прежнему весьма заинтересованы в судозаходах в этот старинный город. По итогам реализации проекта планируется, что в период навигации Соликамск станут посещать более 4 тыс. круизных туристов.

 

Подготовил Иван Коблов