Председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин на прошлой неделе провел в Нижегородской области выездное совещание думского совета по вопросам развития речного транспорта в России. На совещании он подчеркнул, что недавние поручения президента России по развитию пассажирского судоходства на реках страны - один из приоритетов работы нижней палаты парламента, и «уже этой осенью будут приняты законы в этой части».
По словам Володина, необходимо обеспечить возрождение внутрирегионального и межрегионального водного пассажирского сообщения. Что сделает передвижение людей более комфортным и доступным по цене, ведь километр перевозки на судне на 15% дешевле, чем по железной дороге, и на 25% – чем на автомобиле.
Депутаты также ознакомились с ходом строительства судов на подводных крыльях (СПК) серий «Метеор» и «Валдай» на площадке Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева. Волжским регионам для осуществления пассажирских перевозок от областных центров до городов, находящихся по берегам рек, необходимы 5-6 скоростных судов на подводных крыльях, заявил по итогам, председатель Госдумы. «Если взять Астраханскую область, Волгоградскую, Саратовскую, Самарскую, Нижегородскую, Ульяновскую — у нас с вами только на Волге находится 16 регионов. А если говорить о Волжском бассейне — 38», — сказал спикер. Россия входит в тройку стран по длине водных путей, и это преимущество важно использовать. «Мы — второе государство в мире по количеству рек, которые соединяют города, населенные пункты. И возрождение речного транспорта станет стимулом развития экономики», - отметил Володин.
При этом важно, чтобы стоимость таких судов была доступной для регионов. Председатель Госдумы также напомнил о необходимости повысить локализацию производства. В настоящее время число отечественных деталей и систем в судостроении составляет 75%, «но надо сделать, чтобы этот показатель достиг 90%».
На сегодняшний день существует и ряд других серьезный трудностей:
- отсутствует выстроенная маршрутная сеть речных пассажирских перевозок между городами. Для жителей волжских регионов это особенно важный вопрос;
- средний возраст пассажирских судов составляет 38 лет. Более 65% речного флота выработали свой нормативный срок эксплуатации. Потребность отрасли составляет более 500 единиц судов;
- зависимость от импортных комплектующих, нехватка запчастей для ремонта систем навигации и оборудования;
- общий износ речных портов и причалов составляет 55-70%. Многие из них были построены в 50-60-х гг. ;
- кадровый дефицит судоводителей и ряда других речных профессий. Несмотря на выпуск профильными образовательными учреждениями более 9 тыс. специалистов в год, это не закрывает потребности отрасли.
Иван Коблов