Первый круизный лайнер проекта «Карелия», получивший название «Николай Жарков», который сейчас строится на нижегородском заводе «Красное Сормово», намечено ввести в эксплуатацию в навигацию 2025 года. Об этом по информации ТАСС сообщил генеральный директор круизной компании «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов в кулуарах международной конференции «Нева-2023», проходившей на прошлой неделе. Новые лайнеры смогут курсировать в Каспийском, Черном, Азовском и Белом морях с возможностью захода в Финский залив.
«В проекте расписания на 2025 год планируется, что первый круизный лайнер проекта «Карелия» выполнит двухнедельный круиз по новому маршруту «Поморское кольцо», который пройдет по акватории Белого моря через Архангельск, Соловецкий архипелаг и Кандалакшу. Также в планах есть маршруты и по Черному морю, это круизы из Ростова-на-Дону в Сочи или в обратном направлении с посещением Анапы и Новороссийска. На южном направлении лайнер «Николай Жарков» также выполнит круиз из Ростова-на-Дону в Астрахань, с возможностью для туристов посетить города Дагестана - Махачкалу и Дербент», - отметил глава крупнейшего круизного оператора страны.
Лайнеры «Карелия» также станут курсировать и по внутренним водным путям России, и наверняка они станут основными для них. На первый сезон навигации-2025 на новом теплоходе «ВодоходЪ» запланировал проведение 10 круизов различной продолжительности и направленности.
Как сообщала ранее «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), главное отличие «Карелии» от предыдущих проектов заключается в его уменьшенной пассажировместимости. Он проектировался по оптимизированному проектному варианту PV300, по которому строились лайнеры «Мустай Карим» и «Петр Первый». Что связано с тем, что теплоходы создавались с расчетом на судоходство по Беломоро-Балтийскому каналу. В связи с чем, судно получилось короче и уже, что сказалось на количестве пассажирских мест.
Круизное судно класса «река-море» проекта 00840 «Карелия» было разработано конструкторским бюро «Вымпел». В конце 2022 года правительство РФ выделило Минпромторгу из резервного фонда 15 млрд рублей на строительство трех круизных судов типа «Карелия» и четырех сухогрузов. На 17-й Международной выставке по гражданскому судостроению «Нева-2023», прошедшей в Санкт-Петербурге с 18 по 21 сентября, ОСК впервые показала модель создающегося круизного лайнера.
В рамках программы правительства РФ по обновлению речного флота на заводе «Красное Сормово» будут построены три аналогичных судна: закладка первого состоялась 28 апреля 2023 года, второго — 26 мая, третьего — 22 июня. Первый теплоход будет передан заказчику в 2025 году, второй и третий — в 2026 году. Четырехпалубный лайнер представляет собой стальное самоходное судно с двумя поворотными винторулевыми колонками, с вертикальным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью, с избыточным надводным бортом, с носовым расположением рулевой рубки, с машинным отделением в кормовой части.
Для размещения до 183 пассажиров на судне предусмотрены: 30 кают класса «стандарт», две каюты для лиц с ограниченными возможностями, 44 каюты «стандарт» с балконом, 10 кают класса «делюкс» и две каюты «гранд сьюит». Они размещаются на главной, средней, шлюпочной и солнечной палубах. Напомним, пассажировместимость теплохода «Мустай Карим» составляет 329 человек. Основные характеристики обновленного судна: длина 131 м, ширина 13,8 м, осадка 2,9 м, осадка для прохождения под мостами — 3,1 м, скорость хода — около 12 узлов.
В зимнее время круизные лайнеры проекта «Карелия», чтобы увеличить экономический эффект от их эксплуатации, можно будет использовать в качестве плавучей гостиницы. Об этом заявил главный конструктор проекта КБ «Вымпел» Алексей Вьюшкин. Для чего, отметил он, необходима специально подготовленная портовая инфраструктура. В частности, нужно обеспечить подвод электроэнергии и подвоз воды, также на месте стоянки должны быть оборудованные причальные стенки. Кроме того, в случае необходимости судно может быть модифицировано для осуществления международных рейсов, такие варианты проработаны.
«Технический проект разработан, сейчас находится в стадии согласования с надзорными органами и параллельно ведется разработка рабочей документации. Завод «Красное Сормово» все три судна заложил. Глобальных изменений уже не будет», - пояснил Алексей Вьюшкин.
Иван Коблов