Meteors RT m2 1023Зеленодольский судостроительный завод имени A.M. Горького должен построить для судоходной компании «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ») еще четыре судна на подводных крыльях (СПК) типа «Метеор». Что позволит речному оператору открыть новые межрегиональные маршруты, сообщил его генеральный директор Роман Лизалин.

В нынешнем году «Флот РТ» за счет бюджета Татарстана приобрел два СПК «Метеор-2020», построенные на Зеленодольском заводе, которые получили имена «Муса Джалиль» и «Михаил Девятаев». Кроме них, компания эксплуатирует новый пассажирский теплоход «Капитан Гусев» пассажировместимостью 176 человек на прогулочных рейсах по маршруту Казань — Свияжск. По словам Романа Лизалина, в 2024 году планируется использовать «Капитана Гусева» и на других направлениях взамен старых судов «Татфлота». Он добавил, что как раз сейчас завершается составление расписания движения теплоходов на будущий год.

Говоря о развитии речных пассажирских перевозок по межрегиональным маршрутам, глава компании «Флот РТ» отметил отсутствие в отдельных пунктах необходимой инфраструктуры. «Недавно совершили тестовые рейсы из Казани в Ульяновск и Чебоксары. Из Елабуги ходили в Сарапул. По времени выгоднее было бы из Набережных Челнов, но там нет пристани… В Ульяновске судну негде заправиться, есть проблемы со стоянками у причалов для ожидания отдыхающих. Сейчас обсуждаем с компанией «Содружество», которая осуществляет пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, возможность интермодальных перевозок, когда, к примеру, в один конец туристы прибывают теплоходом, а обратно возвращаются поездом», — сообщил он.

Роман Лизалин также рассказал, что компания готовится принять на баланс пассажирские суда компании «Татфлот». «Чем быстрее состоится передача, тем лучше, поскольку межнавигационный период короткий, а ремонт и модернизация старой техники требуют времени. Необходимо и обновление инфраструктуры: дебаркадеров, причальных стен и так далее. Предстоит большая работа, которую, понятно, за один год не сделаешь. Но будем стараться большую часть выполнить до 2025 года», — пояснил руководитель судоходной компании.

Как ранее сообщалось, в целях развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом весной 2023 года было создано АО «Флот Республики Татарстан» со 100-процентным участием Республики Татарстан (РТ) в уставном капитале. В качестве оплаты уставного капитала создаваемого акционерного общества из бюджета региона внесено 2 млрд рублей. Как заявлял министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, новому перевозчику отойдут от «Татфлота» около 30 судов и часть речного порта Казани с причалами.

Meteors RT 3 1023Еще одно важное событие. В Казань из Нижнего Новгорода 21 октября совершило первый рейс пассажирское судно на подводных крыльях «Метеор-120Р», получивший название «Конструктор Алексеев». Как сообщается, последний рейс на «Метеоре» по маршруту Нижний Новгород — Казань прошел 30 лет назад. Об этом сообщил Никита Итальянцев, генеральный директор нижегородской компании «Водолёт», которая владеет этим и несколькими другими скоростными судами «Валдай 45Р». Генеральный директор речного оператора «Флот РТ» Роман Лизалин напомнил при этом о проекте «Великий Волжский путь», предусматривающим покрытие пассажирскими перевозками всех регионов, которые находятся на Волге.

Кроме того, гендиректор «Флот РТ» отметил, что компания продолжит и дальше вводить новые маршруты для «Метеоров». «Башкортостан просил запустить рейсы в Уфу, Самарская область тоже заинтересована. При наличии техники мы будем развивать перевозки и по Каме. Это перспективные направления. Перевозка по воде имеет положительные стороны по сравнению с другими видами транспорта», — заявил он. В настоящее время также решается вопрос субсидирования скоростных маршрутов водного транспорта. 

А между тем навигация-2023 скоростных пассажирских судов «Валдай» и «Метеор» 30 октября завершилась в Нижегородской области. Каксообщается пресс-служба губернатора и правительства региона, за шесть месяцев суда перевезли 81,5 тыс пассажиров. Самыми популярными направлениями для речных путешествий стали Балахна и Городец. Кроме того, свыше 16 тыс. человек воспользовались обзорными прогулочными рейсами и водными прогулками до Шуховской башни. На межрегиональных рейсах перевезено почти 9 тыс. пассажиров. Регулярными рейсами Нижний Новгород — Бор и обратно воспользовались примерно 10 тыс. человек.

 

Иван Коблов