Скоростная судоходная компания «Водолёт» из Нижнего Новгорода планирует в навигацию 2024 года совершить более 3 тыс. рейсов и перевезти порядка 130 тыс. пассажиров. Об этом заявил ее генеральный директор Никита Итальянцев. Он напомнил, что пассажиропоток оператора вырос с 4 тыс. человек в 2019 году до 81,5 тыс. в 2023 году. Причем, в прошлом году компания обслуживала уже более 30 маршрутов.
Для увеличения пассажиропотока компания вошла в реестр туроператоров РФ. Это сделано для того, пояснил ее гендиректор, чтобы «предоставлять нижегородцам и гостям города не просто возможность проехаться из точки А в точку Б, а комплекс услуг: можно обратить в единое окно, купить билет и получить и транспортную услугу, и экскурсионное обслуживание, и даже питание — в зависимости от направления». За счёт такого подхода средняя загрузка скоростных судов в прошлом году составила более 70%.
В нынешнем году во флот компании должно поступить новое судно на подводных крыльях (СПК) «Метеор-120Р». Такие теплоходы способны принимать на борт 116-120 пассажиров, их экипаж – 6 человек. Благодаря чему намечено открыть маршруты вниз по Волге, до Ульяновска, первый рейс назначен на середину мая. Компания также планирует и маршрут вверх по Волге — до Рыбинска. Как планируется, он станет выполняться несколько раз в неделю. Однако, в связи с началом реконструкции камер Городецкого гидроузла, в настоящее время возможны сложности с организацией этого рейса.
В 2019 году, когда компания только начинала свою деятельность, на ее балансе числилось всего одно судно — СПК «Валдай 45Р», рассчитанное на перевозку 45 пассажиров. В текущем году флот «Водолёта» будет насчитывать уже 5-ть «Валдаев» и 3-и «Метеора». Новые «Метеоры» позволят компании разгрузить «Валдаи», которые станут ходить теперь только в границах Нижегородской области. В ближайших планах оператора стоит и приобретение судна на воздушной подушке для организации переправ в зимнее время.
Новые волжские маршруты «Метеора» из Нижнего
По данным на конец прошлого года, в Нижегородской области пять «Валдаев» совершали рейсы в такие пункты, как Бор, Балахна, Городец, Павлово, Макарьево, Васильсурск и Кстово, а также обслуживали прогулочные маршруты на нижегородскую Стрелку и до Шуховской башни в Дзержинске. На судах «Валдай-45Р» можно было добраться и в соседние регионы: проводились поездки в Чебоксары, Козьмодемьянск, Муром и Юрино.
В навигацию-2024 «Метеор 120Р» компании «Водолёт» начнет перевозку пассажиров по новому маршруту Нижний Новгород — Козьмодемьянск — Чебоксары — Казань — Ульяновск. Намечено, что эти скоростные рейсы будут осуществляться 3 раза в неделю: по вторникам, четвергам и субботам. Обратные поездки из Ульяновска станут выполняться по средам, пятницам и воскресеньям.
«С вводом в эксплуатацию третьего для нашей области СПК «Метеор 120Р» будут организованы дополнительные рейсы до Казани, расписание на эти рейсы появится в конце мая», — говорится в сообщении компании. Отметим, длина «Метеора 120Р» составляет почти 35 м, ширина — около 10 м. Средняя скорость судна — 65 км/ч, дальность хода — 600 км, максимальная продолжительность рейса — 8 часов.
Напомним, в 2023 году Нижегородская область получила «Метеор» «Конструктор Алексеев». Судно было передано Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) «Водолёту» в лизинг. В декабре прошлого года был подписан акт технической готовности второго «Метеора» для региона, получившего имя нижегородского капитана-испытателя Виктора Полуэктова. Ожидается, что третье судно будет передано Нижегородской области в первой половине нынешнего года.
Собственная причальная инфраструктура на Волге
«Водолёт» продолжает развивать собственную причальную инфраструктуру на Волге. По итогам прошлогодней навигации компании принадлежало 14 причалов, дебаркадеров и понтонов. Для сравнения: в 2019 году она владела лишь одним дебаркадером.
По словам Никиты Итальянцев, оператор столкнулся с проблемой отсутствия необходимого числа причалов на Волге с самого начала работы, поскольку нормальные места, куда можно было подойти и высадить пассажиров, легко было пересчитать буквально по пальцам одной руки. Это касалось причальных стенок в Городце и в Чкаловске, а также пары дебаркадеров, которые оказались еще в состоянии обслуживать теплоходы. Но как выяснилось, все они нередко бывали заняты круизным флотом.
Что и заставил «Водолёт» начать работу по развитию собственной системы причалов. На эти цели правительство Нижегородской области ежегодно выделяет дополнительное финансирование. Так что, компания регулярно вводит в эксплуатацию новые причальные структуры. Вначале в ее распоряжении находилось 7 старых причалов – некоторым из них было более 70 лет, которые оператор приобрел и восстановил. А когда началась установка прежних дебаркадеров, то приходилось менять до 90% их конструкций.
Поэтому силами компании и были разработаны новые мобильные причалы для скоростных судов. Их можно легко транспортировать, что позволяет использовать сооружения в самых разных местах. Такой причал имеет все необходимые документы для осуществления посадки-высадки пассажиров, отмечает глава «Водолёта». Что еще важно, установка мобильных причалов достаточно оперативна. К тому же, их можно размещать и по запросу — в конкретном месте под какое-то мероприятие.
Подготовил Иван Коблов