Россия - вторая страна в мире после Китая по протяженности внутренних водных путей, которые достигают 102 тыс. км. Однако в последние годы многие грузы стали перевозить по железной дороге, поскольку гарантированные глубины на основных реках страны сократились. При этом вклад речного транспорта во внутренний валовый продукт (ВВП) снизился примерно на 2%. Показательно, что в США, где длина речных судоходных путей составляет порядка 50 тыс. км, этот показатель достигает порядка 6-8%.
Тем не менее, в министерстве транспорта РФ не раз отмечали, что для повышения эффективности использования внутренних водных путей реализуются программы реконструкции Багаевского и Городецкого гидроузлов. Их завершение позволит поднять уровень гарантированных глубин соответственно на Дону и на Волге до 4 метров. Ранее заместитель министра транспорта Василий Десятков сообщил, что завершение основных строительных работ на двух гидросооружениях планируется в 2024 году.
По его словам, в течение межнавигационного периода 2024-2025 гг будет поставлено оборудование для дамбы и шлюза Багаевского гидроузла, осуществлены пусконаладочные работы. Ввод в эксплуатацию в рамках I этапа запланирован на начало навигации следующего года. При этом работы по оборудованию 31 дамбы, дноуглублению на протяжении 80 км намечены на 2025 год, а что-то может быть завершено и в 2026 году.
Завершить строительства камеры шлюза 15А Городецкого гидроузла и пусконаладку егто гидротехнического оборудования планируют к 30 апреля 2025 года. К судоходному сезону, таким образом, новый волжский объект должен быть запущен. При этом основной объем дноуглубительных работ на протяжении 40 км запланирован на 2025 год, а что-то на 2026 год. Отмечается, что там, в районе Городца, очень сложные каменистые грунты, которые зачастую не берет даже земснаряд.
На Багаевском гидроузле на реке Дон в настоящее время, в середине мае, строительство идет уже в рамках II этапа. Ведутся монтажные работы по устройству шлюза, водосбросной плотины, рыбопропускному шлюзу и уголковой стенке, а также идет монтаж гидрооборудования на головном регуляторе рыбонерестового канала. На объекте работает 1773 человека, задействовано 135 единиц тяжелой техники.
Стоимость строительства Багаевского гидроузла составляет 35,8 млрд рублей, его планируется завершить к концу 2025 года. Результатом чего станет повышение транспортной доступности Дона и улучшение условий работы водохозяйственного комплекса донского региона, а также обеспечение надежности и безопасности судоходства крупного флота. А главное, проект призван решить проблему обмеления на Нижнем Дону. При этом вне зависимости от водности будет обеспечена гарантированная глубина 4,0 м на нынешнем лимитирующем речном участке протяженностью 85 км.
Сергей Кузнецов